На главную
Содержание

СОЖ-СОЗНАНИЕ

СОЖ, река в Смоленской обл. РСФСР, Могилёвской и Гомельской обл. БССР, частично по границе с Черниговской обл. УССР, лев. приток р. Днепра. Дл. 648 км, пл. басе. 42,1 тыс. км2. Берёт начало на Смоленской возв., протекает по Оршанско-Могилёвской равнине, в низовьях - по Полесью. Долина широкая, от г. Гомеля до устья с широкой (до 10 км) заболоченной поймой. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Cp. расход воды у Гомеля (100 км от устья) 207 м3/сек. Замерзает в ноябре -начале января, вскрывается в конце марта - апреле. Гл. притоки: справа - Проня; слева - Остёр, Беседь, Ипуть. В верх. течении река шлюзована. Сплав леса. Судоходна от Кричева. На С.- гг. Кри-чев, Чериков, Славгород, Гомель
.
СОЗВЕЗДИЯ, в совр. астрономии участки, на к-рые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности, однако, С. паз. характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. Главнейшие из них были назв. именами, заимствованными из мифологии (Геркулес, Персей и т. п.) или быта (Весы, Лира и т. п.). Научного значения группирование звёзд в С. не имеет. Всё небо разделено на 88 С., зафиксированных Междунар. астрономич. союзом в 1930; их назв. см. в ст. Звёздное небо; карту звёздного неба см. т. 9, вклейка к стр. 224-225.
 

СОЗВУЧИЕ в музыке, сочетание в одноврем. звучании нескольких звуков различной высоты. С. может состоять из двух (гармонич. интервал) и более звуков, может быть консонирующим и диссонирующим (см. Консонанс, Диссонанс). Осн. вид созвучия терцового строения из трёх и более звуков наз. аккордом.

СОЗЕРЦАНИЕ, чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание развивалось И. Кантом, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С.- "эмпирическое" (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое", предметом к-рого является сущность ("эйдос").

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. "Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" (M а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Лит. см. при ст. Теория познания.

СОЗИМСКИЙ, посёлок гор. типа в Верхнекамском р-не Кировской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Заводская) на ветке Яр - Лесная (от линии Пермь - Киров). Кайский целлюлозный з-д, леспромхоз.

СОЗНАНИЕ, одно из осн. понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфич. механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистич. решении ее осн. вопроса (см. Основной вопрос философии) С. рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психич. отражении действительности, как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психич. отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии С. трактуется как психич. деятельность, к-рая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внеш. мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварит, мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С. - не только внеш. мир, но и сам субъект - носитель С., постольку одним из существ, моментов С. является самосознание.

История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии не было строгого расчленения идеального и материального. Так, напр., логос у Гераклита понимается одновременно и как огонь, и как смысл вещей; ценность человеческого разума определяется степенью его близости к логосу - общему миропорядку вещей. Вплоть до Платона греч. мысль не знала понятия идеального в собственном смысле. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших атомов. Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Как для всего космоса "ум" (нус) является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самоё себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим поведение.

Если в античности разум космичен и предстаёт как обобщение действит. мира, как синоним универсальной закономерности, то в ср. века С. трактуется как надмировое начало (бог), к-рое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохотная "искорка" всепроникающего пламени божеств, разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие души включалось и С.

На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал P. Декарт, к-рый, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал С. как непространств, субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта. Б. Спиноза в своём материалистич. учении рассматривал С. как один из атрибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Франц. материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности.

Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть обществ, природу и активный характер человеческого С. Представители нем. классич. идеализма подвергли глубокому анализу проблему творческой активности С., Г. Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-историч. природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историч. формами обществ, жизни; однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.

Марксизм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимую сторону практич., материальной деятельности человека. Согласно диалектич. материализму, С. возникает, функционирует и развивается из реального взаимодействия человека с миром, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-историч. практики. Отражая в своём содержании объективный мир, С. детерминируется природной и общественной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.

Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистич. трактовку активности С. как имманентной, идущей из глубины духа, марксизм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизич. материализма, согласно к-рой С. есть пассивное созерцание мира. Диалектич. материализм объясняет активность С., исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С., превращается в идеальное; в свою очередь, С. (идеальное) через материальную деятельность человека претворяется в действительность, в реальное. Активность С. направлена прежде всего на познание. Она проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах фантазии, продуктивного воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практич. деятельностью.

Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит осн. жизненный смысл и историч. необходимость возникновения и развития С., к-рое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практич. деятельности творить мир: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194, 195).

Происхождение С. и его биологи ч. предпосылки. Формированию С. человека предшествовал длит, период "умственного" развития животных. В истолковании этого развития диалектич. материализм исходит из того, что психич. отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психич. деятельность животных полностью обусловлена биологич. закономерностями и служит приспособлению к внеш. среде, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.

Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознат. деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).

С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусств, формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практич., но и символич. деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственно-предметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, преврашалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Социальная сущность С. Личное и общественное С. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. В противоположность этому марксизм исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от др. явлений обществ, жизни. "Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди" (M арке К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29).

Мозг человека заключает в себе выработанные всей мировой историей человечества потенции, передающиеся по наследству "задатки", к-рые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом человеческого С. только тогда, когда человек вовлекается в обществ, жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.

С. объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах обшеств. С. Обществ. С. развивается через С. отд. людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: нерасшифрованные письмена сами по себе ещё не заключают в себе мыслит, содержания, только в отношении к отд. людям книжные богатства библиотек мира, памятники иск-ва и т. п. имеют смысл духовного богатства. Обществ. С.- это отражение обществ, бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произв. иск-ва, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в нар. мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Обществ. С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретич. мышления. В состав обществ. С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая обшеств. бытие, обществ. С. обладает относит, самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на обществ, бытие. Когда имеют в виду обществ. С., то отвлекаются от всего индивидуального, личного и берут взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определённой социальной группы. Подобно тому как общество не есть "сумма" составляющих его людей, так и обществ. С. не есть "сумма" сознаний отд. личностей, а качественно особая духовная система, к-рая живёт своей относительно самостоят, жизнью. Между личным и обществ. С. происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы С. становятся личными убеждениями индивида, источником нравств. предписаний, эстетич. чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер обществ, ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав обществ. С., приобретают характер нормы поведения.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2: Маркс К-, Тезисы о Фейербахе, там же, т. 3: Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах н конец классической немецкой философии, там же, т. 21: Ленин В. И.. Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18: его же. Философские тетради, там же, т. 29: Сеченов И. M., Избранное философские и психологические произведения, M., 1947: Хасхачих Ф. И., Материя н сознание, M-, 1952: Рубин штейн С. Л., Бытие и сознание, M., 1957; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций. M., I960: С п и рк и н А. Г., Происхождение сознания, M., 1960; его же. Сознание н самосознание, M., 1972; Шорохова E. В., Проблема сознания в философии и естествознании, M., 1961; Леонтьев A. H., Проблемы развития психики, 3 изд., M., 1972: Проблемы сознания, M., 1966; Георгиев Ф. И., Сознание, его происхождение и сущность, M., 1967; Б а ее и н Ф. В., Проблема бессознательного, M., 1968; Уледов А. К., Структура общественного сознания, M., 1968; ТугариновВ.П., Философия сознания, M., 1971: Дельгадо X., Мозг н сознание, пер. с англ., M., 1971; Conference on problems of consciousness, 5 ed., N. Y., 1955; B el off J., The existence of mind, L., 1962; F г е у G., Sprache - Ausdruck des BewuBtseins, Stuttg.. 1965; Brain and mind. Modern concepts of the nature of mind, by H. Kuhlenbeck [a. o.], N. Y., 1965; G r e id a n u s J. H., A theory of mind and matter, Amst., 1966; Rot backer E., Zur Genealogie des menschlichen Bewul3tseins. Bonn, 1966. А. Г. Спиркин.

Расстройства сознания. Понятие "расстроенное С." рассматривается в совр. психиатрии неоднозначно. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой к расстройствам С. относят лишь те болезненные состояния, при которых нарушается восприятие внеш. объектов, ориентировка в пространстве и времени, расстраивается мышление, происходящее не фиксируется памятью, наступает отрешённость от реального мира (К. Ясперс).

Каждый из перечисленных признаков может наблюдаться при различных психич расстройствах, но сочетание этих призна ков характеризует состояние помрачен ного С Следовательно, для расстройст ва С характерно нарушение как абстракт но логич , так и наглядного, чувственного, познания

В клинич практике наиболее часто встречается оглушение, к рое про является заторможенностью, сонливо стью, обеднением психич жизни, повышением порога восприятия внеш раздражителей, от легкой степени (обнубиляция сознания) до крайне тяжелых - сопора и комы Делириозному помрачению С, или д е л и р и ю, свойственны иллюзии, галлюцинации, аффективные расстройства, острый бред, двигат возбуждение, сочетающиеся с об щими для всех видов нарушения С признаками Для онейроидного (сно видного) помрачения С характерны прежде всего фантастические чувственные грезоподобные переживания, выраженные аффективные и двигат расстройства, нарушение самосознания При аментивном помрачении С, или а м е н ц и и, преобладают грубое расстройство течения ассоциативных процессов (бессвязность, фрагментарность мышления), сопровождающееся суетли вым двигат возбуждением, бессвязной говорливостью, постоянной сменой настроения В отличие от указанных выше синдромов,сумеречное помрачение С развивается внезапно, имеет четкие начало и конец и длится обычно недолго - минуты или часы внешне по ведение человека нередко выглядит целесообразным и последовательным, но наличие злобно тоскливого аффекта, острого бреда и ярких галлюцинаций может обусловить вспышки неистового возбуждения с бессмысленной агрессией

Лит МеграбянАА О природе индивидуального сознания (В норме и патоло гии) Ep , 1959 Герцберг M О, Очер ки по проблеме сознания в психопатологии, M , 1961 Проблемы сознания Материалы симпозиума, M , 1966 Пападопу л о с T Ф , Проблема расстройств сознания в современной психиатрии "Журнал невропатологии и психиатрии им С С Корсако ва" 1969, т 69, МЬ 3, с 444-56 Ros en f е 1 d M Die Storungen des BewuBtsems, Lpz 1929 HirschW, RustK, Bewufltsemsverlust, 2 Aufl Lpz 1958

M И Фатьянов