На главную
Содержание

РИРПРОЕКЦИЯ-РИСОВАННЫЙ

РИРПРОЕКЦИЯ ЭЛЕКТРОННАЯ, способ получения при помощи электронной аппаратуры комбинированного телевизионного изображения, составленного из двух (или более) отд. изображений, образующих в совокупности законченную в смысловом отношении сцену. Одно из них служит задним планом сцены (обычно это рисунок или изображение, полученное с диапозитива, кинокадра и т. д.), а второе - её передним планом (обычно это изображение актёров и др. объектов на однородном контрастном фоне, создаваемом гладкой однотонной поверхностью; при этом макс, различие отражающих свойств объекта и фона обеспечивается в случае цветного фона). Р. э. осуществляется быстродействующим электронным переключателем видеосигналов обоих изображений под действием т. н. силуэтного сигнала, сформировать к-рый позволяет достаточное изменение уровня видеосигнала при переходе от фона к объекту. Переключение происходит в соответствии с силуэтом объекта т. о., что внутри силуэта оказывается изображение объекта, а вне его - задний план сцены (в связи с этим для обозначения Р. э. иногда применяют термин "инкрустация").

Р. э. используют в передачах любых жанров. При частой смене задних планов применение Р. э. ускоряет и удешевляет подготовку телевизионной передачи. Совр. (1975) аппаратура для Р. э. позволяет получать телевизионные изображения высокого качества.

Лит.: Самарин М. С. Котельников А. В., Способы построения систем электронной рирпроекции, "Техника кино и телевидения", 1966, № 10. Е. Э. Брудно.

РИС (Riesz) Марсель (р. 16.11.1886, Дьёр), математик. Венгр по национальности, брат Ф. Риса, с 1911 живёт в Швеции. Учился в Будапеште, Гёттингене и Париже (1904-10). В 1911-27 доцент Стокгольмского ун-та, с 1927 проф. Лундского ун-та. Работы посвящены рядам Фурье, рядам Дирихле, расходящимся рядам, неравенствам, математической физике.

Соч.: The general theory of Dirichlet's series, Camb., 1915 (совм. с G. H. Hardy); в рус. пер. - О некоторых основных понятиях релятивистской квантовой механики, "Успехи математических наук", 1950, т. 5, в. 5(39).

РИС (Riesz) Фридьеш (22.1.1880, Дьёр,- 28.2.1956, Будапешт), венгерский математик, чл. Венгерской АН (1916). Брат М. Риса. Учился в Цюрихе (1897- 1899), Будапеште (1899-1901), Гёттингене и Париже (1903-04). Проф. ун-тов в Клуже (1912-19), Сегеде (1920-45), Будапеште (с 1946). Осн. работы посвящены функциональному анализу. Изучил линейные пространства (интегрируемых функций), исследовал системы линейных уравнений с бесконечным числом неизвестных, построил теорию функций от операторов и др. Является одним из основателей теории топологич. пространств. Основал журнал "Acta scientiarum mathematicarum" (1922).

С о ч. в рус. пер.: Лекции по функциональному анализу, М., 1954 (соавтор); О линейных функциональных уравнениях, "Успехи математических наук", 1936, в. 1; Линейные операторы в комплексном гильбертовом пространстве, там же, 1941, в. 9; О функциях от эрмитовых операторов в гильбертовом пространстве, там же, с. 182 - 90.

РИС (Oryza), род однолетних и многолетних растений сем. злаков. В роде 19 видов. Произрастают в тропиках. Культурный вид - Р. посевной (О. sativa), подразделяемый на подвиды ssp. brevis и ssp. communis (индийская и японская ветви), распространён также в субтропиках и более тёплых р-нах умеренного пояса. В Зап. Африке выращивают Р. голый (О. glaberrima). Остальные виды дикорастущие, размножаются самосевом. Нек-рые из них, напр. Р. точечный (О. punctata), Р. короткоязычковый (О. breviligulata), произрастающие в Африке, имеют большое значение в питании местного населения.

Р. посевной - однолетнее растение. Корневая система его мочковатая, дл. 30-40 см (до 1л), отличается от корней др. злаков наличием воздухоносных полостей и малым кол-вом корневых волосков, к-рые у взрослого растения при постоянном затоплении почти полностью отмирают. Стебель - соломина, выс. от 50 см. до 2 и даже 3-5 м (у глубоководных форм). Обычно Р. формирует 3-5 продуктивных стеблей, а при редком посеве и обильном питании - 50 и более. У неполегающих сортов стебель очень прочный. Лист состоит из влагалища и линейно-ланцетной узкой пластинки зелёного, красноватого или фиолетового цвета. Соцветие - метёлка (рис. 1), дл. 10-30 см. Одноцветковые колоски расположены преим. на веточках 2-го порядка. Цветок состоит из 2 широких цветковых чешуи с остью у остистых форм, окрашенных в красный, жёлтый или бурый цвета, 2 околоцветковых плёнок - лодикулей, односемянной завязи и 6 тычинок. Плод Р.- плёнчатая зерновка (рис. 2), округлая и широкая у японского, длинная и узкая у индийского, на изломе белая, стекловидная, полустекловидная или мучнистая; 1000 зерновок весит 26-45 г.

Рис. 1. Метёлки и колоски риса: 1 - остистые; 2 - безостые.

Рис. 2. Зерновки риса (в плёнках и без них): 1 - индийского; 2 - японского.

Р. посевной - яровое растение. Вегетац. период от 90 до 165 сут. Культура требовательна к теплу. Семена начинают прорастать при температуре почвы 10-12 "С; наиболее благоприятная темп-pa для роста и развития 22-27 °С. Выращивают Р. при орошении или в условиях очень большого количества осадков (не менее 1800-2000 мм в год). В отдельные периоды вегетации потребность в воде неодинакова. Для прорастания семян верхний слой почвы только увлажняют. В фазы кущения, выхода в трубку и вымётывания метёлки создают слой воды переменной глубины (от 5 до 25 см), в период восковой спелости зерна воду сбрасывают с чеков (обвалованные участки полей). Р. произрастает на чернозёмных, каштановых, болотных и других почвах с небольшой водопроницаемостью. Особенно благоприятны пойменные почвы.

Р.- основная зерновая культура для большей части населения земного шара. Из его крупы приготовляют разнообразные блюда, к-рые у многих народов заменяют хлеб. Зерно Р. перерабатывают на спирт, крахмал, пиво. Из рисовой соломы делают ценные сорта бумага, верёвки, шляпы, циновки и др. Отруби скармливают скоту; из них получают высококачественное масло. Р.- одна из древнейших с.-х. культур. Место происхождения её точно не установлено, однако, по мнению Н. И. Вавилова и др. учёных, рисосеяние возникло в Индии неск. тысячелетий назад, о чём свидетельствует произрастание здесь диких видов рода, а также промежуточных форм между диким и культурным Р. Древнейшим очагом культуры Р. является Китай, где его выращивали ещё в 5-м тыс. до н. э. В Африке это растение начали возделывать за 2 тыс. лет до н. э., в Европе только с 8 в. н. э. (на Пиренейском п-ове), хотя Р. был известен европейцам значительно раньше. На Амер. континент Р. завезли в 15-16 вв., в США его стали культивировать в 17 в. На терр. СССР - в Закавказье и Ср. Азию - рисосеяние проникло во 2-3 вв. до н. э. В Австралии пром. культура Р. появилась в 20 в. Мировая посевная площадь Р. (млн. га): 102,6 в 1948-52, 123,5 в 1961-65, 134.S в 1970, 134 в 1973. Основные поставщики его - страны Азии, где сосредоточено более 90% посевов. Особенно велики площади Р. в Индии (более 36 млн. га), Китае (более 33 млн. га); в США эта культура занимает 0,7 млн. га, в европ. странах - ок. 0,5 млн. га (1973). Мировой валовой сбор зерна 321,3 млн. т; ср. урожай 24 ц с 1 га; наиболее высокие урожаи получают в Австралии, Испании - до 70 ц с 1 га, Японии, Греции, АРЕ, США - более 50 ц с 1 га, в Индии значительно ниже - 16-18 ц с 1 га (1973).

Посевы Р. в СССР (тыс. га): 95 в 1960, 217 в 1965, 350 в 1970, 462 в 1973. Валовой сбор зерна 1,76 млн. га, ср. урожай 38,2 (в Таджикистане 42,5, в Казахстане 40,1) ч с 1 га, в передовых хозяйствах 60-65 ц с 1 га (1973). Лучшие сорта: Краснодарский 424, Дубовский 129, Кубань 3, Донской 163, Приморский 10, УзРОС 263, Узбекский 5 и др. На 1974 районировано 89 сортов Р. (советской селекции и местных). Общее направление селекции Р. в СССР - выведение высокопродуктивных (не менее 80-90 и, с 1 га зерна) раннеспелых низкорослых сортов, обладающих групповой устойчивостью к болезням и вредителям, с зерном, технологические качества которого соответствуют мировым стандартам.

Р. выращивают на рисовых оросительных системах в рисовых севооборотах. Перед посевом и в подкормку вносят минеральные удобрения; 60- 150 кг/га N, 90 кг 1га Р2О5, 60 кг /га К2О. Основной способ посева - рядовой, норма высева семян - 5,5-7 млн. всхожих зёрен на 1 га, глубина заделки 1,5-2 см. В нек-рых странах (Индия, Китай и др.) распространена пересадочная культура Р. При уходе за посевами осн. внимание уделяют правильному орошения режиму (наиболее рациональный - укороченное затопление), уничтожению сорняков гербицидами (группы 2,4-Д), водорослей - 10%-ным раствором медного купороса, соблюдению пищевого режима (подкормки). Убирают Р. раздельным способом и прямым комбайнированием (см. Зерноуборочный комбайн) с предварительной обработкой десикантами. Вредители: рисовый комарик, минер ячменный, мушка прибрежная, пьявица рисовая, трипсы и др.; болезни: пирикуляриоз, гниль всходов, гельминтоспориоз, нема-тодные болезни.

Лит.: Г р и с т Д., Рис, пер. с англ., М., 1959; Е р ы г и н П. С., физиологические ' основы орошения риса, М.-Л., 1950; Дао Т х е Т у а н, Происхождение, систематика и экология риса, Таш., 1960; Алешин Е. П., С м е т а н и н А. П., Минеральное питание риса, [Краснодар], 1965; Теория и практика выращивания риса, пер. с англ., М., 1965; Рис, под ред. П. С. Ерыгина и Н. Б. Натальина, М., 1968; В о esc h M. J., The world of rice, N. Y., [1967].

Г. А. Романенко, Е. П. Алешин.

РИСА ИНСТИТУТ Всесоюзный научно -исследовательский ВАСХНИЛ. Разрабатывает вопросы размещения посевов риса в СССР, конструкции рисовых оросительных систем, селекции, семеноводства, технологии возделывания и совершенствования системы машин для его выращивания. Организован в 1966 на базе Кубанской рисовой опытной станции. Отделы ин-та (1975): селекции, семеноводства; орошаемого земледелия; механизации, гидротехники и мелиорации; физиологии и биохимии; технология, оценки зерна; защиты риса; агрохимии; экономики; научно-технич. информации; патентоведения. Опорные пункты - Астраханский (Астраханская обл.), Килийский (Одесская обл.); элитно-семеноводч. х-во (Краснодарский край). На 1974 районированы сорта ин-та: Дубовский 129, Кубань 3, Краснодарский 424, Врос 3716. Издаёт "Научные труды" (с 1970).

РИСАЛЬ, Рисаль-и-Алонсо (Rizal у Alonso) Xoce (19.6.1861, Каламба, пров. Лагуна,-30.12.1896, Манила), филиппинский просветитель. Учился в Манильском ун-те, в Испании и Германии. Известен как врач, зоолог, этнограф, лингвист и историк, поэт и прозаик, скульптор и живописец. Обличительная антиколониальная и антиклерикальная дилогия - романы "Не прикасайся ко мне" (1887, русский перевод 1963), "Флибустьеры" (1891, рус. пер. 1937, 1965) и политич. памфлеты Р. сыграли большую роль в пробуждении свободомыслия и нац. самосознания филиппинской интеллигенции. В науч. трудах Р. выступал как гуманист, борец против расизма и обскурантизма; он был деистом и порвал с офиц. церковью. Р. призывал к развитию нар. просвещения и требовал демократия, реформ, рассчитывая при этом на поддержку исп. либералов. После 10-летнего пребывания в Европе, где он возглавлял патриотич. деятельность филиппинских эмигрантов, Р. в 1892 вернулся на родину и создал первую в стране политич. орг-цию Филиппинскую лигу, но был тотчас сослан на о. Минданао. Добиваясь освобождения своего народа от нищеты и бесправия, Р. стремился избежать насилия и кровопролития, но объективно его деятельность способствовала идеология, подготовке нац.-освободит, революции. В 1896 руководители Катипунана предложили Р. возглавить вооруж. восстание, но он отказался. Тем не менее, когда восстание началось, исп. власти казнили Р. по обвинению в подстрекательстве к мятежу. Р. стал на Филиппинах самым почитаемым в народе нац. героем.

X. Рисаль.

С о ч. в рус. пер.: Избранное, М., 1961.

Лит.: Губер А. и Рыковская О., Хосе Рисаль, М., 1937; Q u i r i n о С., The great Malayan, Manila, 1940; Palma R., Biografia de Rizal, Manila, 1949.

Г. И. Левинсон.

РИСБЕРМА (голл. rijsberm, от rijs - прут, ветка и berm - вал, насыпь), водопроницаемая часть крепления русла в нижнем бьефе водосбросного гидротехнич. сооружения, предназначенная обычно для сопряжения водобоя с руслом н предохранения русла от размыва, а иногда и для гашения пульсаций, выравнивания и снижения скоростей водного потока и т. д. Часть Р., примыкающую к водобою, устраивают в виде мощного покрытия из отд. бетонных плит и массивов, бетонных и железобетонных тюфяков (плит, соединённых гибкой арматурой) или ряжей, загруженных камнем, а концевую часть выполняют из более податливых элементов {габионов, фашин, каменной наброски и др.).

РИСВИКСКИЙ МИР 1697, завершил войну 1688-97 (см. Пфалъцское наследство) между Францией и Аугсбургской лигой; состоял из серии договоров, заключённых в Рисвике (Рейсвейк, Rijswijk, близ Гааги): между Францией и Великобританией (20 сент.) Францией и Голландией (20 сент.); Францией и Испанией (20 сент.); Францией и императором "Священной Рим. империи", а также отд. герм, князьями (30 окт.). По Р. м. 1697 Франция отказывалась от большинства терр., захваченных ею после Нимвегенских мирных договоров 1678-79, возвращала Испании почти всю терр., захваяенную в Каталонии и Исп. Нидерландах, империи - Фрейбург в Брейсгау, Филипсбург и др. (но Страсбург и др. эльзасские земли оставались за Францией). Мир был прерван в 1701 войной за Испанское наследство.

РИСЕР-ЛАРСЕН (Riiser-Larsen) Яльмар (р. 7. 6. 1890, Осло), норвежский полярный исследователь, военный лётяик. В 1926 пилотировал дирижабль Р. Амундсена "Норвегия", который, следуя яерез полюс, впервые пересек Сев. Ледовитый океан. Будуяи начальником двух антарктических экспедиций на корабле "Норвегия", Р.-Л. вместе с лётчиком Ф. Лютцов-Хольмом в 1929-30 произвёл аэросъёмку Земли Эндерби, открыл Берег Принца Улафа и исследовал Берег Принцессы Марты, в 1930-31 совершил плавание вокруг Антарктиды; во время полёта к Ю. открыл Берег Принцессы Рагнхилль. Именем Р.-Л. названы море, шельфовый ледник и полуостров в Антарктиде.

Лит.: Трешников А. Ф., История открытия и исследования Антарктиды, М., 1963.

РИСЕР-ЛАРСЕНА МОРЕ (Riiser-Larsen Sea), окраинное море Индийского ок. у берега Антарктиды. Простирается к С. до 65° ю. ш. На 3. (по меридиану 14° в. д.) граничит с морем Лазарева, на В.- с морем Космонавтов. Пл. 1138,3 тыс. км2. На большей части моря глубины превышают 3000 м. Почти круглый год покрыто дрейфующими льдами. Много айсбергов. Первые сведения о море Р.-Л. получены рус. экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена (1819-21). Исследовано и выделено в самостоятельное море участниками советской антарктической экспедиции 1962. Названо в честь Я. Рисер -Ларсена.

РИСКУПОРИД, имя нескольких боспорских царей, правивших с 1 до сер. 4 вв. н. э.

РИСЛИНГ (нем. Riesling), P. рейнский, Рислинок, винный сорт винограда среднего периода созревания. Происходит из долины р. Рейн. Культивируют в ФРГ, где из него готовят известные рейнские и мозельские лёгкие столовые вина; в СССР - в Краснодарском и Ставропольском краях РСФСР, УССР, Молд. ССР, Казах. ССР, Азербайджанской ССР, среднеазиатских республиках. Гроздь небольшая и средняя, цилиндрическая и цилиндро-коническая, плотная и рыхлая. Ягода мелкая или средняя (диам. 11-15 мм), округлая, зеленовато-белая, с характерными для сорта рассеянными по поверхности коричневыми тояками. Используют для изготовления столовых вин, а в Ср. Азии - для крепких и десертных вин. Известны также сорта Р.: банатский - румынский винный сорт, Р. итальянский (Коломбар) - итальянский винный сорт, районированный в УССР и Молд. ССР.

РИСМЕН (Riesman) Дейвид (р. 22.9. 1909, Филадельфия), американский социолог. По образованию юрист, в 1937- 1941 проф. ун-та г. Буффало, с 1949 - Чикагского, с 1958 - Гарвардского ун-тов. Приобрёл известность исследованием социальной психологии и культуры в США в 20 в. ("Одинокая толпа", 1950, "Лица в толпе", 1952). По Р., произошёл переход от типа личности, "ориентированной изнутри", т. е. от активного субъекта конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства, к личности, "ориентированной извне", т. е. полностью подчинённой бюрократич. организации. Эта эволюция "социального характера", по Р., сопровождается возникновением апатии, пессимизма, цинизма, ощущения духовной опустошённости. Р. описывает кризис "американской деловитости" и распространение "потребительской психологии", поклонения идолам потребления и развлечения. Резко критикуя гос.-монополистич. бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы связанные с усложнением пром. произ-ва и урбанизацией. Он не видит их обусловленности социально-классовой структурой США, идеализирует амер. капитализм 19 в. Р.- автор мн. работ, в к-рых с позиций бурж. демократизма и абстрактного гуманизма подвергает критике милитаризм и антикоммунизм.

Соч.: The lonely crowd, N. Y., 1950 (совм. с N. Glazer и R. Denney); Faces in the crowd, New Haven, 1952; Thorstein Veblen, N. Y., 1953; Individualism reconsidered, Glencoe, 1954; Constraint and variety in American education, [Lincoln, 1956]; Abundance for what?, Garden City, 1965; Conversations in Japan: modernization, politics and culture, L., 1967; The academic revolution, Garden City, 1968 (совм. с С. Jencks).

Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965; ЗамошкинЮ. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966. Ю. А. Замошкин.

РИСОВАННЫЙ ФИЛЬМ, см. Мультипликационное кино.

К ст. Рига. 1. Панорама города со стороны р. Даугавы. 2. Улица Миесниеку. Амбары 17-18 вв. и жилая застройка 18-20 вв. 3. Академия художеств Латвийской ССР. 1904. Архитектор В. Л. Н. Бокслафф. 4. Дом Данненштерна. 1694-98. 5. Вид от Шведских ворот в Старом городе. Застройка 17-начала 20 вв. 6. Т. н. Конвент Эка (слева; конец 16 - начало 17 вв.) и церковь Яня (справа; впервые упоминается в 1297, перестраивалась в конце 15 - начале 16 вв.). 7. Парк вдоль Городского канала.

К ст. Рига. 1. Латвийский университет им. П. И. Стучки. 1866. Архитектор Г. Ф. Хильбиг. 2. бывшие доходные жилые дома на улице Фрича Гайля. 1903-06. Архитектор М. Эйзенштейн. 3. Филиал проектного института "Латгипроторг". 1973. Архитекторы О. Остенберг, И. Шноре. 4. Театр оперы и балета Латвийской ССР. 1863. Архитектор Л. Ф. К. Бонштедт. 5. Дом быта "Ригас модес". 1973. Архитектор В. Римша. 6. Ясли-сад в жилом районе Кенгарагс-2 . 1970. Типовой проект. 7. Фрагмент жилого района Югла. Застройка 1967-70-х гг. Архитекторы Э. Урниек, О. Крауклис и др.

К ст. Рим (Древний). 1. Мавзолей Еврисака. Сер. 1 в. до н. э. 2. Театр Марцелла. 2-я пол. 1 в. до н. э. 3. Мавзолей Юлиев в Сен-Реми (Франция). Конец 1 в. до н. э.- начало 1 в. 4. Арка Септимия Севера. 203. 5. Рынок Траяна. Начало 2 в. в. Вилла Адриана близ Тиволи. 125-135. 4Морской театр". 7. Храмы Весты (справа; 1 в.) и Антонина и Фаустины (слева; 141) на Римском форуме. 8. Стена Аврелиана. 272. (1, 2, 4, 5, 7, 8 - в Риме.)

К ст. Рим (Древний). 1. "Фавн". Бронза. 2-1 вв. до н. э. "Дом Фавна". Помпеи. 2. "Процессия жрецов и членов семьи Августа". 3. "Цецилий Юкунд". Бронза. 1 в. 4. "Богиня земли Теллус". 5. Фрагмент рельефа колонны Траяна в Риме. Ок. 111-114. 6. "Антиной в образе Диониса". 2 в. Ватиканские музеи. 7. "Максимин Даза". Красный порфир. 4 в. Египетский музей. Каир. 8. "Весна". Фреска из Стабий. 1 в. 9. "Дионисийская сцена". Стекло. 1 в. 10. Декоративная фреска 4-го помпеянского стиля из Геркуланума. 2-я пол. 1 в. (2, 4 - рельефы алтаря Мира в Риме, 13-9 гг. до н. э.) (2, 4, 5, 6- мрамор) (3, 8-10- Национальный музей, Неаполь.)

К ст. Рим. 1. Вид части города. В центре - замок Сант-Анджело (135-140) и мост Сант-Анджело (136) через р. Тибр. 2. Вид на город со стороны Капитолийского холма. В центре, на втором плане,- Колизей (75-80). 3. Пьяцца ди Спанья. 4. Пьяцца Навона. 17 в. 5. Улица Витторио Венето. 6. Пьяцца дель Пополо. 16-17 вв. Архитектор К. Раинальди и др. 7. Городская автострада X. Колумба. 8. Комплекс Олимпийского стадиона у г. Марио. 9. Панорама района Всемирной римской выставки (ЭУР). Начата в 1937. Архитекторы Дж. Пагано, М. Пьячентини и др.

К ст. Рим. 1. Арка Тита. 81. 2. Римский форум. Начат в 6 в. до н. э. 3. Фрагмент стены форума Нервы. 1 в. 4. Парк виллы Боргезе. 17 в. 5. Фасад базилики Санти-Джованни ин Латерано. 1735. Архитектор А. Галилеи, в. Церковь Санта-Мария ин Козмедин. Перестроена в 772-795 и в 12 в. 7. Площадь Капитолия. Начата в 1546. Архитектор Микеланджело. 8. Аппиева дорога (Виа Аппиа). 312 до н. э. 9. Дворец цивилизации на территории Всемирной римской выставки (ЭУР). 1950. Архитекторы Д. Гуэррини, Э. Ла Падула, М. Романо.

К ст. Рио-де-Жанейро. 1. Общий вид города. 2. Здания Военного министерства и вокзала. 20 в. 3. Собор Ла Канделария. 1775. Архитектор Ф. Ж. Рошио и др. 4. Авенида Бейра Map. 5. Стадион Мараканья. 1950. Архитекторы П. П. Б. Бастус, А. А. Диас Карнейру и др. в. Площадь Парижа. 7. Деловое здание. 1961. Архитектор Э. Э. Миндлин. 8. Набережная Копанабана. 9. Район фавел.

К ст. Роден О. 1. "Бронзовый век". 1876. 2. "Три тени" (из композиции "Врата ада"). 1880. 3. Статуя О. де Бальзака. 1897. 4. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. 5. Этюд для группы "Граждане Кале". 1884. б. "Вечная весна". 1897. Эрмитаж. Ленинград. 7. "Уголино". 1882. 8. "Мыслитель". 1880-1900. (3 - гипс, 6 - мрамор, все другие - бронза; 1-5, 7, 8- Музей О. Родена, Париж.)

К ст. Рисунок. 1. "Фараон на военной колеснице" (Древний Египет). Рисунок на терракоте. 12 в. до н. э. Египетский музей. Каир. 2. Т. н. мастер Ахиллеса (Древняя Греция). Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Ок. 450 до н. э. Национальный археологический музей. Афины, фрагмент. 3. Виллар де Оннекур (Франция). "План апсиды и фигура Христа". Чернила, перо. 13 в. Национальная библиотека. Париж. 4. "Придворный карлик Мурада III в образе планеты Марс" (Персия). Тушь, золотая краска, перо. Конец 16 в. Музей Фогга. Кембридж, США. 5. Т. н. м а с т е р У. Д. С. (Франция). "Габриель д'Эстре". Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1597. Национальная библиотека. Париж, 6. Леонардо да Винчи (Италия), "фигура, иллюстрирующая пропорции человеческого тела согласно Витрувик". Бистр, перо. Ок. 1492. Галерея Академии. Венеция. 7. В. X у б е р (Австрия). "Ущелье в Преттигау". Перо, акварель. 1552. Юниверсити-колледж. Лондон. 8. Тициан (Италия). "Группа деревьев". Перо. Ок. 1516-18. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

К ст. Рисунок. 1. Рембрандт (Голландия). "Стоящий натурщик". Бистр, белила, перо, кисть. Ок. 1646. Альбертина. Вена. 2. П. П. Рубенс (Бельгия). "Геркулес душит немейского льва". Сангина, мел, чернила, белила, кисть. После 1630. Художественный институт Кларка. Уильямстаун. 3. Ж. О. Д. Э н г р. "Семья Гийон-Летьер". Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств. 4. Ф. Гойя (Испания). "Щеголь" (из серии "Нескромное зеркало", 1792-97). Тушь, перо. Прадо. Мадрид. 5. Ж. Сера. "Мост Курбевуа". Графитный стержень. 1880-е гг. Собрание Ф. Кеттанех. Нью-Йорк, в. А. Матисс. "Женский портрет". Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. 7. О. Домье. "Дон Кихот и Санчо Панса". Уголь, тушь, кисть. Ок. 1870. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 8. Т. Кулисевич (Польша). "Белые животные" (из серии "Индия"). Тушь, перо. 1956. (3, 5-7- Франция.)

К ст. Рисунок. 1. 1. И. Скородумов. Автопортрет. Бистр, перо. 2-я пол. 18 в. Местонахождение неизвестно. 2. А. А. Иванов. "Мальчик, играющий на свирели". Этюд к картине "Аполлон, Гиацинт и Кипарис". Итальянский карандаш. Ок. 1831-34. 3. К. А. Сомов. "Профиль". 1896. Третьяковская галерея. Москва. 4. П. А. Федотов. "Квартальный и извозчик". 1848-49. 5. И. Е. Репин. "Л. Н. Толстой, пишущий за круглым столом в Ясной Поляне". 1891. в. М. А. Врубель. "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель". Пастель, уголь. 1905. 7. Д. А. Ш м а ри-н о в. "Возвращение" (из серии "Не забудем, не простим!"). Чёрная акварель, уголь. 1942. 8. В. Н. Г о р я е в. Фронтиспис к "Петербургским повестям" Н. б. Гоголя. Карандаш. 1966. 9. Г. С. Верейский. "В саду Русского музея. Ленинград". Тушь, кисть, камышовое перо. 1925. (3 - 5 - графитный карандаш) (2, 6, 7, 9-Третьяковская галерея, Москва; 3-5, 8 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. Рококо. 1. Ж. О б е р. Конюшни в Шантийи. 1719-35. 2. Ж. Л а м у р. Решётка ограды площади Станислас в Нанси. 1750-е гг. 3. И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746. 4. Г. Ж. Б о ф р а н. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735. 5. И. М. Ф и ш е р (архитектор), И. М. Фейхтмайр II (автор стукового декора). Паломническая церковь в Цвифальтене (ФРГ). 1741-65. 6. Ф. Буше. "Ринальдо и Армида". 1734. Лувр. Париж. 7. "Арлекин и Коломбина". Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам. 8. Т. Ж е р м е н. Миска и поднос. Позолоченное серебро. 1733-34. Лувр. Париж. 9. Ж. Ф. Эбен. Секретер. Ок. 1760. Резиденция баварских герцогов. Мюнхен.

К ст. Романский стиль. 1. Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093-1156. 2. Замок в Лоше (Франция). Основное строительство- 11-12 вв. 3. Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096-1250. 4. Баптистерий в Парме. Начат в 1196. 5. Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в. 6. Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция). 1063-97. Интерьер. 7. Палаццо Ла Дзиза в Палермо. 12 в. 8. Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080-1211. Интерьер.

К ст. Романский стиль. 1. "Царь Давиду. Деталь убранства собора в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Начало 12 в. 2. "Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. 3. Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт. 4. "Ева". Фрагмент рельефа дверей церкви Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ). Бронза. 1008-15. Собор. Хильдесхейм. 5. "Осада Памплоны". Фрагмент реликвария Карла Великого. Серебро и медь. 1215. Сокровищница собора. Ахен. 6. "Лев, терзающий человека". Деталь убранства окна собора в Вормсе (ФРГ). Конец 12 в. 7. "Св. Григорий Великий". Лицевая миниатюра из манускрипта "Письма св. Григория" (из Сент-Аманд-ан-Певле, Франция). 2-я пол. 12 в. Национальная библиотека. Париж. 8. "Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета". Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). 2-я четв. 13 в. 9. "Благовещение пастухам", фреска на своде "Пантеона королей" в церкви Сан-Исидоро (Леон, Испания). 12 в. фрагмент. (1, 2, 6 - камень.)

К ст. Романтизм. 1. Э. Делах р у а. "Ладья Данте". 1822. 2. А. Л. Жироде-Триозон. "Погребение Аталы". 1808. 3. Т. Щ а с с е р и о. "Туалет Эсфири". 1842. Фрагмент. 4. А. Г р о. "Наполеон в госпитале чумных в Яффе". 1803- 1804. 5, Ф. Г о й я (Испания). "Два монаха". Деталь росписей "Дома Глухого" близ Мадрида. 1820-23. Ныне в Прадо, Мадрид, в. К. Ф. Шинке ль (Германия). "Просвет в скале". 1818. Музей Шинкеля. Берлин. 7. М. Н. Воробьёв (Россия). "Осенняя ночь в Петербурге". 1835. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. 8. Ф. Рюд "Выступление добровольцев в 1792" ("Марсельеза"). Рельеф на Триумфальной арке на площади де Голля в Париже. Камень. 1833-36. (1-4, 8 - Франция) (1-4- Лувр, Париж.)

К ст. Романтизм. 1. Дж. М. У. Тёрнер (Англия). 4 Кораблекрушение". 1805. 2. Д ж. Крон (Англия). "Сланцевые карьеры". Ок. 1805-06. 3. А. В и р ц (Бельгия). "Битва греков с троянцами за тело Патрокла". 1835-36. Музей изящных искусств. Льеж. 4. П. Михаловский (Польша). "Конная ярмарка". 1840-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. 5. О. А. Кипренский. "В. А. Жуковский". 1816. Третьяковская галерея. Москва, в. К. Д. Фридрих (Германия). "Монастырское кладбище под снегом". 1819. Картина не сохранилась. Фрагмент. 7. Ф. Айес (Италия). "А. Мандзони". 1841. Пинакотека Брера. Милан. (1, 2 - Галерея Тейт, Лондон.)