На главную
Содержание

ПЕРВАЯ-ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ

ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ им. А. А. Жданова, одно из крупнейших полиграфии, предприятий СССР. Находится в Москве. Типография была осн. в 1876 рус. издателем И. Д. Сытиным. Печатала многочисл. красочные лубки, песенники, выпускала миллионными тиражами дешёвые издания классиков рус. лит-ры, "Всеобщий русский календарь" и отрывные настенные календари, общедоступные учебники, энциклопедич. издания. Рабочие типографии - активные участники всеобщих забастовок печатников (сент. 1903 и сент. 1905), Декабрьского вооруж. восстания (1905). Во время Великой Окт. социалистич. революции в типографии печатались большевистские листовки и воззвания. В нояб. 1919 типография была национализирована, в 1948 ей присвоено имя А. А. Жданова. П. о. т. специализирована на выпуске книжных многотиражных изданий. Способы печати: высокая печать и офсетная печать. Здесь создан первый в полиграфии СССР вычислит. центр на базе ЭВМ "Минск-22". Применяется фотонабор, электронное цветокорректирова-ние и гравирование клише, автоматич. линии для комплексной обработки книг и брошюр, ЭВМ для управления производством. Мощность типографии по на-

бору 15 тыс. листов в год, по печати 1,6 млрд. краскооттисков. Типография печатает такие издания, как "Библиотека всемирной литературы" в 200 тт. (в 1974 выпущено 122 тт., совм. с типографией "Красный Пролетарий"), "Советский Союз" в 22 тт. (выпущено к 50-летию образования СССР), "Детская энциклопедия" в 10 тт. (в 1974 выпущено 4 тт., совм. с Калининским полиграфкомбинатом), юбилейный альбом "Советский Союз" (золотая медаль ВДНХ, 1972) и др. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Лит.: [Зорев Л. К.], Первая образцовая [типография им. А. А. Жданова], М., 1967.

Л. Н. Городенцев.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (мед.), комплекс срочных леч.-профилактич. мероприятий, оказываемых пострадавшему или внезапно заболевшему. Включает само- и взаимопомощь, а также П. п. мед. персонала. Обычно оказывается в порядке самопомощи или очевидцем происшествия, т. е. неспециалистами. В зависимости от вида повреждения или заболевания чаще всего проводят остановку кровотечения; наложение повязок на раны (ожоги); закрытый массаж сердца и дыхание "рот в рот" при клинич. смерти; наложение шин, чаще импровизированных, при переломах; промывание желудка (путём вызывания рвотного рефлекса) при отравлении, а также медикаментозное лечение (если в кармане, сумке есть анальгин, нитроглицерин, валидол и т. д.); придание удобного положения телу и последующую быструю транспортировку в ближайшее леч. учреждение.

Оказание П. п.- обязанность всех мед. учреждений, в т. ч. аптек, и всех медработников, присутствующих на месте происшествия (ср. Неоказание помощи больному). Для П. п. на пром. предприятиях, в сел. х-ве, на транспорте, в обществ. местах предусматриваются пункты П. п. или санпосты с носилками, шинами, аптечками с набором медикаментов и перевязочных средств. Эффективность П. п. во многом зависит от обучения осн. приёмам само- и взаимопомощи всего населения, начиная со школьников, а особенно - лиц, занятых в профессиях с повышенной возможностью травматизма (транспортников, электриков, монтажников, шахтёров, лесорубов и т. п.). См. также Скорая медицинская помощь.

В. Я. Ильин.

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внеш. и внутр. среды. П. с. с.- основа непосредств. отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Термин "П. с. с." введён в 1932 И. П. Павловым при исследовании физиологич. механизма речи. По Павлову, для животного действительность сигнализируется гл. обр. раздражениями (и следами их в больших полушариях), к-рые воспринимаются непосредственно клетками зрит., слуховых и др. рецепторов организма. "Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными" (Павлов И. П., Полн.собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335- 336). У человека в процессе его трудовой и обществ. жизни над П. с. с. возникла новая, специфически человеческая форма отражения - система речевых (словесных) сигналов - вторая сигнальная система действительности. Павлов говорил, что "...слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов" (там же, с. 336). Обе сигнальные системы человека, обладая качеств. различиями, функционируют в тесном взаимодействии и единстве. См. также Высшая нервная деятельность, Условные рефлексы.

Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.- Л., 1951; Орбели Л. А., Избр. труды, т. 3, М.-Л., 1964.

ПЕРВЕНЦЕВ Аркадий Алексеевич [р. 13(26).1.1905, с. Нагут, ныне Нагутское Ставропольского края], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1950. Учился в МВТУ им. Баумана (1929-1933). Печатается с 1937. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 воен. корреспондент "Известий". Первый роман "Кочубей" (кн. 1-2, 1937, одноим. фильм, 1958)-романтич. повествование о герое Гражд. войны 1918-20. Романы "Огненная земля" (1945) и "Честь смолоду" (1948; Гос. пр. СССР, 1949) показывают героизм сов. людей в борьбе с фашизмом. Опубл. сб-ки рассказов "Люди одного экипажа" (1954), "Девушка с Тамани" (1959) и романы "Матросы" (1961), "Гамаюн, птица вещая" (1963), "Оливковая ветвь" (1965), "Секретный фронт" (1972). Автор сценариев фильмов "Третий удар" (1948, переработанный вариант "Южный узел"), "Герои Шипки" (1955). Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. произв., т. 1 - 2, Симферополь, 1950; Черная буря, Роман, М., 1974. Лит.: Серебрянский М., Аркадий Первенцев, в его. кн.: Литературные очерки, 3 изд., М., 1956; Золотов А., Аркадий Первенцев. Критико-биографический очерк, Краснодар, 1960; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964. Д. Зонов.

ПЕРВИЦКИЙ Владимир Яковлевич (р. 18.12.1928, хутор Чаплыгин, ныне Кавказского р-на Краснодарского края), новатор с.-х. производства, звеньевой механизированного звена по возделыванию с.-х. культур (1959) в опытном х-ве Кубанского н.-и. ин-та по испытанию тракторов и с.-х. машин (г. Новокубанск), засл. механизатор РСФСР (1962), Герой Социалистич. Труда (1961). Чл. КПСС с 1962. В 1953-59 комбайнер в опытном х-ве Кубанской машиноиспытательной станции (ныне Кубанский ордена Ленина н.-и. ин-т по испытанию тракторов и с.-х. машин). В звене П. полностью устранён ручной труд при возделывании с.-х. культур, разработаны и применяются прогрессивная звеньевая форма организации труда и безнарядная аккордно-премиальная система оплаты труда механизаторов. Опыт работы звена П. широко внедряется в колхозах и совхозах. П.-делегат 23-го съезда КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Пр. Ленинского комсомола (1970). Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями. Соч.: Минуты и центнеры, Краснодар, 1961; Выращиваем кукурузу без затрат ручного труда, Ростов н/Д., 1962; Золотое дно (Записки механизатора), М., 1964; Механизированное возделывание кукурузы (на опыте звена В. Я. Первицкого), М., 1965 (совм. с др.).

Лит.: Комплексная механизация возделывания и уборки кукурузы (Опыт работы механизированного звена Героя Социалистического Труда В. Я. Первицкого), М., 1964; Васильченко А. А., Агротехника механизированного возделывания кукурузы, М., 1972.

ПЕРВИЧНАЯ КИШКА, то же, что гастроцелъ.

ПЕРВИЧНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, основа комсомола. Создаётся по производств. принципу -месту работы или учёбы комсомольцев при наличии не менее 3 чл. ВЛКСМ. Внутри общей П. к. о., где имеется св. 20 чл. ВЛКСМ, могут создаваться комсомольские организации по цехам, участкам, отделениям, факультетам, курсам и т. д., внутри которых соответственно образуются комсомольские группы по бригадам, сменам, классам и т. д. В необходимых случаях П. к. о. могут создаваться в рамках нескольких предприятий, входящих в производств. объединение и расположенных, как правило, на территории одного или неск. р-нов одного города. Высший орган П. к. о.- комсомольское собрание. Для ведения работы между собраниями избирается комсомольский к-т сроком на 1 год. Ему в зависимости от числ. состава орг-ции и производств. особенностей её в соответствии с нормативами ЦК ВЛКСМ могут быть предоставлены права райкома комсомола в вопросах приёма в союз, ведения учёта чл. ВЛКСМ и рассмотрения персональных дел комсомольцев; в этих П. к. о. комитеты избираются на 2 года. П. к. о. объединяются в районные или гор. орг-ции; соответственно районные, гор. к-ты осуществляют руководство П. к. о., направляют их работу, контролируют выполнение ими решений вышестоящих комсомольских органов. П. к. о. действуют под руководством и контролем соответствующей партийной орг-ции. С П. к. о. начинаются выборы, формирование всех руководящих органов ВЛКСМ. Устав ВЛКСМ определяет важнейшие задачи П. к. о. Они принимают в чл. ВЛКСМ, ведут работу непосредственно среди молодёжи, сплачивают её вокруг КПСС, развивают инициативу и самодеятельность комсомольцев, вовлекают их в обществ. деятельность, связывают комсомол с широкими массами молодёжи, организуют комсомольцев и всю молодёжь на выполнение планов коммунистич. строительства (см. Устав ВЛКСМ, §§ 43-51, М., 1974). В нач. 1974 в ВЛКСМ было 431 336 П.к.о. В. К. Криворученко.

ПЕРВИЧНАЯ КОРА у растений, периферич. часть стебля и корня растений, расположенная к центру от эпидермы (в стебле) или ризодермы (в корне) и окружающая проводящий цилиндр. П. к. дифференцируется в побегах из туники и корпуса, в корнях - из периблемы. Состоит из живых паренхимных клеток с межклетниками; в П. к. происходит активный обмен веществ и накопление различных метаболитов. Клетки П. к. стебля образуют слои хлоренхимы и механич. ткани - колленхимы. Клетки внутр. слоя П. к. стебля (эндодермы) богаты вторичным крахмалом. П. к. корня многослойна и шире, чем в стебле. По ней происходит интенсивное передвижение воды и минеральных веществ от всасывающего слоя к проводящему цилиндру. Важную регулирующую роль в этом процессе выполняет эндодерма корня. У растений влажных местообитаний в П. к. корня возникают крупные межклеточные полости - аэренхима. См. также Кора растений.

ПЕРВИЧНАЯ ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (до 1934 -партийная ячейка), основа КПСС. Создаётся по месту работы членов партии - на з-дах, ф-ках, в совхозах и на др. предприятиях, в колхозах, частях Советской Армии, учреждениях, учебных заведениях и т. п. при наличии не менее 3 чл. партии. Раздел о парт. ячейках впервые появился в Уставе РКП(б), принятом на 8-й Всеросс. парт. конференции в дек. 1919 (см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 132-33).

На предприятиях, в колхозах, учреждениях, где имеется св. 50 чл. и канд. КПСС, внутри общей П. п. о. могут быть созданы парт. орг-ции по цехам, участкам, фермам, бригадам, отделам и т. п. Внутри цеховых, участковых и т. п. парт. организаций могут создаваться партийные группы. В отдельных случаях П. п. о. могут создаваться в рамках неск. предприятий, входящих в производств. объединение и расположенных, как правило, на территории одного или неск. р-нов одного города. Высший орган П. п. о. - парт. собрание, к-рое для ведения текущей работы избирает на 1 год парт. бюро, в П. п. о., имеющих менее 15 чл. партии,- секретаря парт. орг-ции и его заместителя. На крупных предприятиях и в учреждениях, насчитывающих св. 300 чл. и канд. партии, а в необходимых случаях - с учётом производств. особенностей и терр. разбросанности - и в организациях, где более 100 коммунистов (в колхозах и совхозах - при наличии 50 чл. партии), могут создаваться парт. к-ты с предоставлением цеховым парт. орг-циям этих предприятий, учреждений прав П. п. о. Устав КПСС определяет важнейшие задачи П. п. о. Они принимают в партию новых членов; воспитывают коммунистов в духе преданности делу партии, идейной убеждённости, коммунистич. морали; организуют изучение коммунистами марксистско-ленинской теории; заботятся о повышении авангардной роли коммунистов в труде, обществ.-политич. и хоз. жизни предприятий, учреждений и т. п.; выступают организаторами трудящихся в решении задач коммунистич. строительства; возглавляют социалистич. соревнование; добиваются укрепления трудовой дисциплины, неуклонного повышения производительности труда, улучшения качества продукции; проводят агитационно-массовую и пропагандистскую работу; воспитывают массы в духе коммунизма; на основе широкого развёртывания критики и самокритики ведут борьбу с проявлениями бюрократизма, местничества, нарушениями гос. дисциплины; оказывают содействие окружкому, горкому, райкому во всей его деятельности и отчитываются перед ним о своей работе (см. Устав КПСС, § 59). П. п. о. предприятий пром-сти, транспорта, связи, строительства, материально-технич. снабжения, торговли, обществ. питания, коммунально-бытового обслуживания, колхозов, совхозов и др. с.-х. предприятий, проектных орг-ции, конструкторских бюро, н.-и. ин-тов, уч. заведений, культ.-просвет. и леч. учреждений пользуются правом контроля деятельности администрации. П. п. о. мин-в, гос. к-тов и др. Центр. и местных сов., хоз. учреждений и ведомств осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и пр-ва, соблюдению сов. законов. Они должны активно влиять на совершенствование работы аппарата, своевременно сообщать в соответств. парт. органы о недостатках в работе учреждения, а также отд. работников, независимо от занимаемых ими постов (см. там же, § 60). В янв. 1975 КПСС насчитывала св. 386 тыс. П. п. о. Если в 1946 П. п. о., объединявшие до 15 коммунистов, составляли 63% от всего числа П. п. о., до 49 коммунистов - 29,7% , до 100 -5,4% и св. 100- 1,9%, то в 1973 соответственно 40,5%, 41,8%, 11,5%, 6,2% (см. журн. "Партийная жизнь", 1973, 14, с. 22). П. п. о. стали более крупными, что создаёт лучшие условия для повышения уровня парт. работы, усиления парт. влияния на всех участках хоз. и культурной жизни страны, мобилизации масс на выполнение задач коммунистич. строительства.

Лит.: Устав КПСС, М., 1973; Партийное строительство, 3 изд., М., 1973.

ПЕРВИЧНАЯ ПОЛОСКА, продольное утолщение наружного слоя зародышевого диска (бластодиска) у зародышей птиц, млекопитающих и человека. Формируется в период гаструляции. Из П. п. выселяются и располагаются между эктодермой и энтодермой мезодермальные клетки, из к-рых впоследствии образуются сомиты и боковые пластинки. В передней части П. п. возникает углубление -т. н. гензеновский узелок; в этой области внутрь зародыша погружается клеточный материал, из к-рого развивается хорда.

ПЕРВИЧНАЯ ПОЛОСТЬ ТЕЛА, пространство между стенкой тела и кишечником у нек-рых многоклеточных животных- в к-ром лежат внутр. органы. П. п. т, хорошо развита только у первичнополостных червей и характеризуется отсутствием собственной клеточной стенки. У моллюсков П. п. т. представлена системой лакун и синусов, а у высших многоклеточных животных вытеснена вторичной полостью тела, или целомом. У членистоногих остатки П. п. т., сливаясь в процессе эмбрионального развития с редуцированным целомом, образуют т. н. смешанную полость тела, или миксоцель. У зародышей животных на стадии бластулы И. п. т. наз. бластоцелъ.

ПЕРВИЧНАЯ ПОЧКА, то же, что мезонефрос.

ПЕРВИЧНОПОКРОВНЫЕ (Archichlamydeae), подкласс двудольных растений. Цветки у них либо лишены околоцветника или имеют простой околоцветник (однопокровные), либо двойной околоцветник со свободными (несросшимися) лепестками (раздельнолепестные). Подкласс П. был выделен нем. ботаником А. Энглером (1892) в качестве исходной примитивной группы двудольных, якобы стоявших у истоков филогенетич. системы. Такая точка зрения теперь не пользуется широким признанием, т. к. простота строения цветков П. вторична (возникла гл. обр. в результате приспособления к ветроопылению). Ср. Спайнолепестные.

ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ ЧЕРВИ (Nemathelminthes, или Aschelmmthes), тип беспозвоночных животных, к к-рому относят след, классы: гастротрихи, киноринхи, коловратки, нематоды, волосатики, скребни и, вероятно, приапулиды.

Тело несегментировано, б. или м. полностью покрыто кутикулой. Органы чувств - глазки, обонятельные ямки, осязательные органы. Между кожно-мускульным мешком и кишечником -обширная первичная полость тела (отсюда назв.). Кишечник начинается первичным ртом и заканчивается анальным отверстием. Органы выделения - протонефридии или видоизменённые кожные железы. Дыхательной и кровеносной систем нет. Нервная система - мозг и нервные стволы. Раздельнополы. Иногда П. ч. относят в качестве подтипа к низшим червям.

ПЕРВИЧНОРОТЫЕ (Protostomia), группа беспозвоночных животных, включающая плоских червей (Plathelminthes), первичнополостных червей (Nemathelminthes), немертин (Nemertini), кольчатых червей (Annelides), моллюсков (Mollusca) и членистоногих (Arthropoda). П.- двусторонне-симметричные животные. Для них характерны след. особенности развития: ротовое отверстие образуется на месте первичного рта (бластопора) или его передней части; анальное отверстие прорывается заново на заднем конце тела; скелет наружный (кутикула, хитиновый или раковина); передняя и задняя кишки развиваются путём впячивания эктодермы; дробление яйца, если оно вторично не изменено, спиральное. Ср. Вторичноротые.

ПЕРВИЧНОТРАХЕЙНЫЕ, онихофоры (Onychophora), подтип влаголюбивых наземных беспозвоночных, по осн. признакам организации близкий кольчатым червям и членистоногим. Нек-рые зоологи выделяют П. в самостоят. тип. Единств. класс - Protracheata (неск. десятков видов). Тело П. гусеницеобразное, дл. до 10 см, покрыто мягкой кутикулой с обильными поперечными складками. Голова неясно обособлена, несёт пару усиков и пару глазков. В ротовой полости пара крючковидных челюстей. Туловище с 14-43 парами нерасчленённых ног - выростов стенки тела. Кожно-мускульный мешок состоит из наружных кольцевых и внутр. продольных гладких мышц. Органы дыхания - пучки трахей, дыхальца к-рых разбросаны по всей поверхности тела. Выделит. органы типа целомодуктов открываются у оснований ног. Пищеварит. система в виде трубки, проходящей вдоль тела, представлена в основном средней кишкой; пищевод и задняя кишка очень короткие. Кровеносная система - трубчатый спинной сосуд (сердце) с отверстиями, через к-рые в сердце поступает из смешанной полости тела гемолимфа. Нервная система лестничного типа. П. раздельнополы; самцы либо прикрепляют сперматофоры к покровам тела самок, и сперматозоиды проникают сквозь трещины покровов к яйцу, находящемуся в яичнике, либо откладывают их на субстрат, и самки захватывают их половым отверстием. Оплодотворение осуществляется в организме самки. П. рода Ooperipatus откладывают яйца, остальные либо яйцеживородящие (зародыш развивается за счёт желтка, но вылупляется ещё в половых путях самки, напр. у рода Eoperipatus), либо живородящие (в матке образуется плацента, через к-рую к зародышу поступают питат. вещества из гемолимфы самки, напр. у родов Peripatopsis, Peripatus). Все П.- хищники; для ловли добычи выбрасывают клейкую слизь через отверстия спец. желез, открывающиеся на сосочках по бокам рта. Распространены П. на всех материках Юж. полушария, на о-вах Малайского архипелага, в Н. Гвинее и Н. Зеландии; в Северном полушарии встречаются только в Гималаях и Мексике.

1925-1.jpg

Первичнотрахейные: 1 - Реripatus tuberculatus; 2 - Peripatopsis capensis; 3 - Eoperipatus weldoni (c брюшной стороны).

М. С. Гиляров.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, гносеологич. понятия механи-стич. материализма, введённые англ. учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после "Опыта о человеческом разуме" (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в ср.-век. схоластике, напр. у Альберта Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики вообще, механическое движение, покой, длительность (см. Д. Локк, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку,- это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и т. д.

Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, к-рый разграничивал субъективное знание "по мнению", т. е. существующее в форме ощущений, и знание "по истине", т. е. умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17-18 вв., было непосредственно связано с атомистич. и механистич. миропэниманием. Г. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, к-рые выразимы геометрически. Т. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные - протяжённость и движение. Галилей, Р. Декарт, П. Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеческим разумом, в то время как Локк считал, что "идеи" первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Незначительно отличаясь друг от друга, эти теории П. и в. к. характеризуются такими общими механистич. принципами, как абстрагирование от качеств. разнородности материи, выделение как объективных лишь измеримых, механических свойств внешних объектов.

Неспособность философии 17-18 вв. решить поставленную Локком проблему объективного содержания ощущений открывала возможность для субъективистских интерпретаций П. и в. к. Так, Дж. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций агностицизма, Д. Юм и И. Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внешних объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств. на первичные. В кон. 19-20 вв. эти идеалистич. взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализмом, неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одновременном признании объективности первичных было характерно для нек-рых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектич. материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.

Л. А. Ляховецкий.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ, совокупность особенностей, определяющих осн. различия между самцом и самкой у животных, а также между мужчиной и женщиной. Под П. п. п. понимают гонады, или половые железы (семенники у самцов, яичники у самок), и др. половые органы: семявыносящие пути, половой член, яйцеводы, матку, влагалище. Все остальные отличия одного пола от другого относят к вторичным половым признакам. О развитии признаков мужского и женского пола у одной особи см. Гермафродитизм, Интерсексуальность.

ПЕРВИЧНЫЙ ГАЗ, полукоксовый газ, горючий газ, образующийся при низкотемпературной сухой перегонке твёрдых топлив (см. Полукоксование). Состав П. г. и его выход зависят от характера использованного топлива и метода полукоксования. Осн. горючие составляющие П. г. (% ): метан 20-50, водород 15-20, окись углерода 7-10, непредельные углеводороды 7-15. Негорючим балластом является двуокись углерода, содержание к-рой при перегонке бурых углей и торфа может достигать 50%. Выход П. г. колеблется в пределах 80- 100 м3/т, теплота сгорания (8-34)· 103 Мдж/м3 (2000-8000 ккал/м3). П. г. обычно используется на месте произ-ва как газообразное топливо.

ПЕРВИЧНЫЙ МЕТАЛЛ, металл, полученный из т. Е. первородного сырья, т. е. руды или рудных материалов, в отличие от вторичного металла, полученного из отходов промышленности и лома (напр., первичный и вторичный алюминий).

ПЕРВИЧНЫЙ РОТ, то же, что бластопор.

ПЕРВИЧНЫЙ УЧЁТ, первоначальная регистрация фактов, событий, процессов, заполнение формуляров наблюдения и др. документов в статистич., бухгалтерском и оперативно-техническом учёте. В. И. Ленин подчёркивал: "...учет и контроль повсеместный, всеобщий, универсальный,- учет и контроль за количеством труда и за распределением продуктов - в этом суть социалистического преобразования, раз политическое господство пролетариата создано и обеспечено" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 199-200).

Общее руководство вопросами П. у., проверку правильности его организации, разработку типовых форм П. у. осуществляет ЦСУ СССР. Организацию и контроль П. у. на предприятиях, в организациях и учреждениях проводят мин-ва и ведомства. Осн. вопросы П. у. отражаются в утверждаемых ЦСУ СССР типовых междуведомственных формах и рациональной системе показателей, к-рые являются обязательными для применения предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной подчинённости. К ним относятся формы по учёту: личного состава работающих, осн. средств, сырья и материалов, капитального стр-ва, автомоб. транспорта, заготовок с.-х. продуктов, рационализации и изобретательства. По др. вопросам ЦСУ СССР разрабатывает и издаёт типовые формы, на основе к-рых мин-ва и ведомства утверждают формы П. у. для подведомственных предприятий, орг-ций и учреждений, исходя из особенностей их деятельности. Это формы по учёту: произ-ва пром. и с.-х. продукции; работы ж.-д., водного и др. видов транспорта необщего пользования; деятельности жилищно-коммунальных предприятий и организаций, предприятий бытового обслуживания населения и т. п.

С помощью П. у. и при соблюдении установленных для надлежащего его ведения правил достигается своевременное и правильное оформление учётных документов. От качества П. у. зависят результаты анализа данных учёта и отчётности, своевременность принятых мер по развитию производств. деятельности и сохранность гос. и обществ. собственности.

Т. В. Волков.

ПЕРВОАВГУСТОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Дмитриевском р-не Курской обл. РСФСР. Расположен в 5 км от ж.-д. ст. Дерюгино (на линии Брянск - Льгов). 3-ды сахарный и лимонной к-ты, бумажная ф-ка, откормочный совхоз.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО, искусство эпохи первобытнообщинного строя. П. и. возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение иск-ва означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, напр., искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Произв. изобразит. иск-ва появились уже в ориньякское время (т. е. в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники иск-ва палеолита - пещерные изображения [пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР - Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематич. знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минер. красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естеств. выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произв. круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в т. ч. глиняные статуэтки женщин - т. н. ориньякскосолютрейские "Венеры", связанные с культом "прародительниц"), а также первые образцы художеств. резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитич. иск-ва - его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитич. изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитич. человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние к-рых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности иск-во палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значит. мере основой палеолитич. иск-ва было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Осн. масса памятников палеолитич. иск-ва связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитич. жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеооразными входами. В качестве строит. материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисл. образцы позднепалеолитич. иск-ва обнаружены на терр. СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].

Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в иск-ве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное напразление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолита и энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Ср. Азии, Китая распространяется иск-во, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае - сложные криволинейные, гл. обр. спиральные; в Ср. Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте - прямолинейно-геом. узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Ср. Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.

У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Сев. Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на 3. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистич. формы иск-ва, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Вост. Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века т. н. звериный стиль. Культурные связи с Др. Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразит. средств в художеств. культуре племён юж. Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны с ростом производит. сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное иск-во, органически связанное с формами П. и., продолжало существовать вплоть до 19-20 вв. у народов, в значит. степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Юж. Америки, народы Африки). О музыке и танце первобытной эпохи см. также в ст. Музыка, Танец.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 23 - 178; Гущин А. С., Происхождение искусства. Л.- М., 1937; Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; Абрамова 3. А., Палеолитическое искусство на территории СССР, М.- Л., 1962; её ж е, Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии, М.- Л., 1966; Формозов А. А., Памятники первобытного искусства на территории СССР, М., 1966; Окладников А. П., Утро искусства, [Искусство палеолита, Л., 1967]; История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971; Первобытное искусство. [Сб.], Новосиб., 1971; Ранние формы искусства. [Сб.], М., 1972; Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973 (Малая история искусств); Вrеui1 Н., Quatre cents siecles d'art parietal, Montignac, [1952]; Leroi-Gourhan A., Prehistoire de l'art occidental, P., 1965; Uсkо P. J., Rosenfeld A., Palaeolithic cave art, N. Y., [1967]. А. П. Окладников.

"ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО", условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологич. объединения ближайших животных предков человека. Период "П. ч. с.", как предполагает большинство учёных,- это время становления человека совр. типа, борьбы возникающих социальных установлений с зоологич. инстинктами, унаследованными от животных предков. Археологически эпоха "П. ч. с." охватывает нижний и отчасти средний палеолит. Антропологически - это период существования формирующихся людей: архантропов (питекантропов, синантропов) и палеоантропов (неандертальцев). Их х-во было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были ручные рубила, грубые рубящие орудия (чопперы), отщепы, остроконечники и др. Брачные отношения первоначально, возможно, были беспорядочными (см. Промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены (см. Экзогамия). С переходом к брачным связям исключительно с членами др. стад складывается род. См. также Первобытнообщинный строй.

Лит.: Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. Сб. ст., М., 1970. Л. А. Файнберг.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ, первая в истории человечества общественно-экономич. формация. Основы учения о П. с. как особой общественно-экономич. формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее распространённому в сов. науке мнению, П. с. охватывает время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологич. периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для П. с. характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и связано употребление для его обозначения термина "первобытный коммунизм". От следующих за ним этапов общественного развития П. с. отличается отсутствием частной собственности, классов и гос-ва.

О начале П. с. существуют разные точки зрения. Самый ранний период истории человечества был временем становления человека и общества. Формировавшиеся люди жили в становившемся обществе, к-рое многие сов. учёные называют "первобытным человеческим стадом". Если считать за первых людей архантропов (питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и др.), то возникновение "первобытного человеческого стада" следует датировать ок. 1 млн. лет до наших дней; если т. н. презинджантропов (Homo habilis),- то св. 2 млн. лет (см. Антропогенез). Согласно наиболее распространённой точке зрения, эпоха "первобытного человеческого стада" совпадает с ранним палеолитом. Примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в людей современного типа - неоантропов. Завершение становления человека (антропогенеза) было невозможно без завершения становления общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита "первобытное человеческое стадо" трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество. Большинство учёных включает "первобытное человеческое стадо" в П. с. в качестве его первого этапа. Другие считают, что понятие общественно-экономич. формации применимо лишь для обозначения ступеней эволюции сформировавшегося общества. Соответственно к П. с. они относят только начальную стадию развития этого общества, предшествующую возникновению классов и гос-ва. Археологически - это поздний палеолит, мезолит, неолит и, может быть, начало энеолита.

Весь этот период был бесписьменным. История П. с. восстанавливается гл. обр. по данным палеоантропологии, археологии и этнографии. Антропологич. и археологические материалы непосредственно относятся к данной эпохе, но, давая достаточное представление о физическом облике первобытных людей и их материальной культуре, они мало говорят о существовавших тогда общественных отношениях. Материалы этнографии позволяют судить об обществе в целом, в единстве всех его сторон, но эта наука знает первобытнообщинные порядки лишь в том их виде, который они приобрели у народов, продолжавших оставаться на стадии доклассового общества до нового времени, т. е. эпохи, отстоящей от появления первых классовых обществ на 6 тысячелетий. Поэтому в совр. представлениях о П. с. наряду с твёрдо установленными положениями немало спорного. Сов. исследователи, будучи едиными в главном - во взгляде на П. с. как на коллективистический, расходятся по целому ряду более конкретных вопросов. Среди многообразия точек зрения выделяются две основные. Согласно одной из них, "первобытное человеческое стадо", в к-ром господствовал промискуитет, на грани раннего и позднего палеолита превратилось в материнский род, к-рый и был первой формой бытия сформировавшегося общества. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с другими. Поэтому возникновение рода было одновременно и появлением системы, состоящей из двух взаимобрачащихся родов-дуально-родовой организации (см. Дуальная организация). Вместе с родом, т. о., впервые возник и брак, к-рый в своей исходной форме был групповым браком (дуально-родовым) и вместе с тем дислокалъным браком. Дислокальность брака имела своим следствием полное совпадение материнского рода и общины: род и был общиной, община была родом. Не все сторонники этой точки зрения принимают тезис о дислокальности группового брака. Нек-рые считают, что он был матрилокалъным браком. Соответственно, с их точки зрения, материнский род и община с самого начала совпадали не полностью. Включая в свой состав людей, принадлежавших не к одному роду, а к нескольким, каждая община имела своей основой один определённый род и в этом смысле была родовой. Исследователи, придерживающиеся положения о дислокальности группового брака, считают, что такая структура возникла позднее, после появления парного брака и семьи. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до эпохи, характеризующейся накоплением богатств и переходом их в частное владение отд. семей. Действие этих факторов чаще всего имело своим следствием возникновение отцовского рода. Исходя из этого, нек-рые исследователи выделяют в качестве гл. этапов эволюции П. с. матриархат и патриархат. Однако данные этнографии свидетельствуют о том, что материнский род в одних конкретных условиях мог смениться отцовским задолго до начала становления частной собственности (австралийцы), а в других - продолжать существовать вплоть до возникновения классов и гос-ва (минангкабау о. Суматры, наси пров. Юньнань в КНР, ашанти Зап. Африки). В процессе развития П. с. род постепенно утрачивает многие свои первоначальные функции, в т. ч. экономические, и перестаёт быть основой общины. Он ещё долгое время мог продолжать существовать, но уже гл. обр. в качестве института, регулирующего брачные отношения, обеспечивающего защиту своих членов, соблюдение традиций, культа, ритуалов и т. п. В таком качестве он встречается и в классовом обществе (древние греки, римляне). На позднем этапе П. с. гл. экономич. единицей становится община, чаще всего состоявшая из представителей многих родов. Это обстоятельство легло в основу периодизации, в к-рой в качестве главных этапов П. с. выделяются эпоха первобытной родовой общины и эпоха первобытной соседской общины.

Согласно другой точке зрения, основной единицей П. с. на всех этапах его развития была первобытная община, всегда состоявшая из парных семей. Община и семья - определяющие и универсальные ячейки П. с. Род никогда не имел экономич. функций, его роль сводилась преим. к регулированию брака. По вопросу о времени возникновения первобытной общины среди сторонников этой точки зрения нет единства. Одни считают, что она возникла на грани раннего и позднего палеолита, другие относят её появление к более раннему времени, нередко выступая при этом против понятия "первобытное человеческое стадо". Имеются разногласия между ними и по вопросу о времени возникновения рода.

Не следует, однако, переоценивать расхождения во взглядах между сторонниками "родовой" и "общинной" теорий. Если оставить в стороне крайние точки зрения - противопоставление рода и общины друг другу, то большинство исследователей в общем сходятся на том, что в эпоху расцвета П. с. обе эти организации в основном совпадали.

Единодушно признаваемый всеми исследователями-марксистами коллективистический характер первобытного производства был обусловлен крайне низким уровнем развития производит. сил. "Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 404). Слабость людей в борьбе с природой особенно сказывалась на самых ранних стадиях. Ареал расселения первых людей - архантропов - был сравнительно невелик и ограничивался лишь районами с тёплым климатом (Африка, Вост. и Юж. Азия, Юго-Зап. Европа). Ведущим видом их деятельности была чаще всего охота, в т. ч. коллективная, на крупных животных. Оружием служили деревянные копья и дубины, камни. Большую роль играло собирательство, доставлявшее, по-видимому, основную массу пищи. Несомненен факт, что уже синантропы пользовались огнём, хотя, вероятно, ещё не умели его добывать. С переходом к палеоантропам (неандертальцам) охота окончательно становится гл. источником существования. Люди осваивают р-ны с суровыми климатическими условиями. Совершенствуются приёмы обработки камня. Однако в целом прогресс в этой области в течение сотен тысяч лет раннего палеолита был невелик: от гальки с 1-2 грубыми сколами на одном конце к сравнительно небольшому числу установившихся форм орудий, среди которых наиболее известны скребло и остроконечник.

Радикальные изменения претерпела техника обработки камня с переходом к позднему палеолиту. Возник весьма богатый и разнообразный набор специализированных орудий (резцы, тёсла, ножи, пилки и т. п.). Развилась техника обработки кости и рога. Впервые появились разнообразные составные орудия (копья, дротики, гарпуны с кремнёвыми и костяными наконечниками). Всё это способствовало росту продуктивности х-ва, к-рое, однако, в течение позднего палеолита и мезолита (вместе взятые длились примерно 25-30 тыс. лет) продолжало быть присваивающим. Главными источниками существования оставались охота и собирательство, к к-рым добавилось рыболовство. В течение этого времени продолжалось расширение обитаемого пространства: люди заселили Австралию, через Берингов пролив проникли в Сев.-Зап. Америку и постепенно распространились по всему Зап. полушарию.

Ранний палеолит - эпоха "первобытного человеческого стада" - был временем становления социальных отношений вообще, первобытного коллективизма прежде всего. В эволюции сложившегося П. с., начало к-рому было положено переходом к позднему палеолиту, можно выделить две осн. стадии, две фазы. Первая из них характеризуется таким уровнем развития производит. сил, при к-ром продукта добывалось не больше, чем его было необходимо для обеспечения физич. существования людей (т. е. он весь был жизнеобеспечивающим), или не намного больше, чем нужно для выживания (т. е. избыточный продукт был невелик). В таких условиях единственно возможным способом распределения было уравнительное. Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт, независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива. В результате каждый член коллектива имел право на долю продукта уже в силу самой своей принадлежности к данной группе. Ни сам факт его участия в производстве, ни размеры его вклада в создание продукта при распределении во внимание не принимались. Распределение производилось с учётом в основном лишь потребностей членов коллектива, что делало доли разных людей не одинаковыми. Взрослые мужчины, напр., получали относительно большие доли продукта, чем дети. Абсолютные размеры частей, получаемых членами коллектива, зависели от величины общей массы добытого продукта. Пока избыточного продукта не существовало или он был крайне невелик, это было достаточным стимулом трудовой деятельности. Только напряжённая деятельность всех способных к труду людей могла обеспечить получение каждым из членов коллектива доли, необходимой для поддержания его существования. Т. о., на самом раннем этапе эволюции П. с. никакой др. собственности, кроме коллективной, не могло существовать. То, что иногда наз. личной собственностью, в действительности было лишь личным пользованием вещами, принадлежавшими коллективу.

С появлением минимального избыточного продукта возникла возможность обмена между членами разных коллективов, к-рая постепенно превратилась в действительность. Но развивавшийся обмен был не обменом товарами, а той, имевшей универсальное распространение в доклассовом обществе, его формой, к-рая именуется в этнографич. лит-ре обменом дарами или дарообменом. Как свидетельствуют этнографич. данные, суть дарообмена заключалась в создании новых или поддержании уже существовавших социальных связей между индивидами или группами.

Размеры коллективов на данной стадии обычно не превышали неск. десятков человек, что не мешало им быть во многом (и прежде всего в экономич. отношении) самостоятельными социальными организмами. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значительным влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единственным регулятором поведения людей являлась воля коллектива (мораль), выражавшаяся в его общественном мнении и закреплявшаяся в традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Полная самостоятельность коллективов в решении всех своих внутр. дел не исключала связей между ними. Более того, в силу экзогамии рода они были неизбежными. Обычно несколько коллективов, живших по соседству, составляли систему социальных организмов - племя. Но это первоначальное племя, как правило, не было организованным целым, в нём, в частности, также отсутствовали какие-либо общие органы власти. Контакты между коллективами, принадлежавшими к одному племени, носили более частый и регулярный характер, чем между входившими в состав разных племён. Вследствие этого для всех коллективов одного племени была характерна общность языка и культуры. Первоначальное племя было, т. о., и этнической общностью. Духовная жизнь людей той эпохи носила во многом нерасчленённый, синкретический характер. Выделение отд. форм общественного сознания только лишь намечалось. В процессе практич. деятельности людьми была накоплена определённая сумма знаний об окружающем мире и о самих себе. Однако в их представлениях было немало и ошибочного, иллюзорного. Несомненно существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма, зачатки к-рых возникли, по-видимому, ещё у неандертальцев. Вероятно существование также анимизма. В это же время появилось изобразительное иск-во: реалистические многокрасочные изображения животных в пещерах Юж. Франции, Сев. Испании, Юж. Урала (Капова пещера) и др., скульптуры из кости, рога, камня, глины (см. Первобытное искусство). Рисунки позднего палеолита свидетельствуют о существовании примитивных танцев.

Производство медленно, но неуклонно развивалось. Прогрессировала техника обработки камня, кости, рога. Совершенствовались приёмы охоты и рыболовства. В мезолите начали распространяться лук и стрелы. К этому же времени, по-видимому, относится и одомашнивание собаки. Всё это создавало условия для перехода от первой фазы П. с. ко второй.

Вторая фаза П. с. характеризуется таким уровнем развития производит. сил, при к-ром стало возможным появление сравнительно большого кол-ва избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономич. отношений.

Подавляющее большинство орудий труда в эпоху П. с. принадлежало к числу таких, к-рые использовались индивидуально. В условиях всё большего обособления, парцелляризации труда, вызываемой усовершенствованием орудий производства и трудовых процессов, всё более увеличивающаяся часть продукта, создаваемого трудом человека, начала переходить в его более или менее полную собственность. "...Самое существенное, - писал К. Маркс об этом периоде истории,- это - парцеллярный труд как источник частного присвоения" (там же, с 419).

Процесс этот шёл крайне медленно и постепенно. Ни один человек, ни одна семья на данной стадии не могли существовать, не делясь (причём систематически) продуктами воего труда с другими людьми, с др. семьями, не оказывая им и не получая от них постоянной помощи. Пока отсутствовало требование более или менее точного соответствия между тем, что человек давал другому, и тем, что он от него получил, эти отношения были формой уравнительного распределения. Трудовой способ распределения предполагал эквивалентное возмещение всего человеком полученного (продуктов, услуг и др.), т. е. превращение этих отношений из распределительных в обменные. Такой обмен был качественно отличен от возникшего позднее товарного. Но появление его способствовало зарождению обмена, при к-ром продукт начинает постепенно превращаться в товар. На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. Первоначальной его основой было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин. В свою очередь, развитие обмена способствовало утверждению трудового способа распределения. Сфера действия последнего расширялась постепенно. Сначала она охватывала в основном лишь избыточный продукт. Затем в неё стал втягиваться и жизнеобеспечивающий продукт. Соответственно сокращалась доля общественного продукта, подлежавшая уравнительному распределению, и сужался круг лиц, внутри к-рого этот принцип продолжал действовать.

Парцелляризация труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности (наряду с к-рой долго ещё продолжала существовать и общинная), возрастание роли семьи как определённой зкономич. ячейки и возникновение известного имущетсв. неравенства между индивидами и семьями. Избыточный продукт начал в своей массе сосредоточиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Возрастали размеры общин В их состав теперь нередко уже входили сотни людей. Усложнялась структура общин. Они состояли из неск. более или менее обособленных подразделений, к-рые, в свою очередь, могли делиться на части. Укреплялись связи между общинами. Во многих случаях наблюдалось появление более или менее прочных объединений общин, к-рые нередко оформлялись как союзы родов. Они так же, как и более ранние объединения коллективов, именуются обычно племенами. Численность их могла достигать неск. тысяч чел. Племя теперь, как правило, имело определённую внутр. организацию. По-видимому, именно к этой стадии относится возникновение спец. родовых, общинных и племенных органов власти, появление особых должностных лиц (старейшин, вождей). Но это имело место не всегда и не везде. В отд. случаях должности вождей и старейшин становились наследственными.

Переход ко второй фазе П. с. произошёл ещё в эпоху господства присваивающего х-ва. Но достичь её смогли лишь те охотники, собиратели и рыболовы, к-рые жили в наиболее благоприятных условиях. Остальные продолжали оставаться на прежней стадии развития. В этом наглядно проявляется неравномерность историч. развития. Но если для племён, живших присваивающим х-вом, переход ко второй фазе не был исключён, то для тех, х-во к-рых стало производящим, он был совершенно неизбежен. Этнографии не известен ни один народ, занимавшийся земледелием и скотоводством и в то же время относившийся к первой фазе.

Данные археологии свидетельствуют, что в ряде мест Бл. Востока (Сев. Ирак, Палестина) переход к земледелию и скотоводству произошёл ещё в мезолите, в 9-7-м тыс. до н. э. К 5-му тыс. дон. э. ноеая форма х-ва утвердилась уже во многих р-нах Юго-Зап. Азии (Туркмения, Иран, Анатолия, Сирия и на Балканах, к 6-5-му тыс. дон. э.- в междуречье Тигра и Евфрата, долине Нила, Центр. Европе.

Переход к земледелию и скотоводству был крупнейшим переломом в развитии производит. сил человечества. Он представлял собой подлинную революцию. Если раньше человек лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, к-рую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль нек-рые природные процессы, он начал её производить, что создало условия и для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное произ-во избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным переход от доклассового общества к классовому. Все необходимые условия для начала формирования классового общества были созданы к концу второй фазы П. с. Само становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Начавшаяся ещё на предшествовавшей стадии парцелляризация труда постепенно идёт к своему завершению. Община постепенно превращается в систему всё более обособляющихся друг от друга домохозяйств. Парная семья трансформируется в моногамную (см. Моногамия). Часто это превращение опосредовано возникновением большой патриархальной семьи. Начинается выделение ремесла, что способствует дальнейшему развитию товарообмена. Углубляется возникшее ещё на предшествующей стадии имуществ. неравенство. Зародышевые формы присвоения прибавочного продукта, развиваясь, превращаются в систему отношений эксплуатации. Получают развитие рабство, различные формы кабальной зависимости; свободное население всё в большей степени расслаивается на богатое и знатное меньшинство, иногда именуемое родовой аристократией, и на массу рядовых общинников. Постепенно формируется частная собственность. Зарождаются и обостряются социальные антагонизмы. Начинается становление гос-ва. Одной из форм, в к-рой это происходит, является военная демократия. Всё более возрастающую роль приобретают войны с целью грабежа. Они в значит. степени ускоряют процесс становления классов и гос-ва. Увеличиваются размеры социальных организмов. Они начинают включать в свой состав десятки и даже сотни тысяч человек. Общины всё в большей степени перестают быть самостоятельными социальными единицами, превращаясь в составные части более крупных организмов, являвшихся одновременно и формирующимися гос-вами. Всё это в огромной степени способствовало формированию сравнительно крупных этнич. общностей - на базе объединения племён возникают народности. Становление классового общества сказывается на общественном сознании. Единая мораль П. с. исчезает, уступая место морали классовой. Возникает право. Расслоение общества находит своё отражение в расслоении (в сознании людей) сверхъестеств. мира, в выделении из среды более или менее равных по значениям сверхъестеств. существ (демонов, тотемистич. предков), нескольких особо могущественных - богов. Окончательно оформившийся с возникновением классового общества политеизм освящает эксплуатацию человека человеком. Первой формой идеологии была религ. идеология.

Впервые процесс становления классового общества завершился в двух р-нах Старого Света - в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э., в эпоху энеолита (медно-кам. века). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгейском басс. (включая зап. часть М. Азии), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых раннеклассовых обществ принадлежит к числу дискуссионных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими (см. Рабовладельческий строй), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства. По всему земному шару появление классовых обществ связано со временем распространения металлов. Единственное известное исключение - древнее царство майя в Новом Свете (1-е тыс. н. э.). Но переход к металлич. орудиям сам по себе не может превратить данное общество в классовое. Истории и этнографии известны народы, знавшие железные орудия, не говоря уже о медных и бронзовых, но тем не менее не достигшие стадии классового общества. И в том случае, когда эти народы длительное время находились в сфере постоянного влияния крупной системы более передовых, классовых социальных организмов, формирование классового общества с неизбежностью приобретало у них своеобразный характер. Они переходили к более высокой классовой общественно-экономич. формации, минуя уже пройденные человечеством в целом стадии развития. Так, напр., у славян и германцев формирование классового общества завершилось возникновением феод. строя.

Понятие о П. с. как о первой общественно-экономич. формации существует только в марксистской науке. Из бурж. учёных к нему ближе всего подошёл эволюционист Л. Г. Морган в своём "Древнем обществе" (1877) - труде, к-рый был высоко оценён классиками марксизма. Результаты исследований Моргана были использованы Ф. Энгельсом в его книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Нек-рое время идеи Моргана имели довольно широкое распространение в этнографии, но начиная с кон. 19 в. в бурж. науке о первобытном обществе произошёл резкий поворот к антиэволюционизму. Возникло множество школ и течений, в т. ч. различные направления диффузионизма - английское (Э. Смит и У. Перри), школа "культурных кругов" в Германии (Ф. Гребнер) и как её дальнейшее продолжение и развитие-"венская культурно-историческая школа" (В. Шмидт), амер. "историческая" школа (Ф. Боас), структурно-функциональная школа (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун) и др. Характерной чертой всех этих школ был узкий эмпиризм и крайний антиисторизм, отрицание общих закономерностей и поступательного характера развития общества. В той или иной форме бурж. исследователи пытались обосновать извечность частной собственности, моногамной семьи, а нек-рые - и изначальность религии. Антиэволюционистским направлением является и т. н. культурный релятивизм, к-рый трактует каждую культуру как неповторимую индивидуальную систему, а историю понимает как количественные изменения в рамках уникальной традиции.

Выявление несостоятельности узко-эмпирич. и антиисторич. подхода к изучению первобытного общества вызвало начиная примерно с 50-х гг. 20 в. поиски иных путей. Широкое распространение в бурж. этнографии получил т. н. неоэволюционизм. Для его сторонников характерен известный отход от крайностей теоретич. нигилизма и антиисторизма. Однако подлинно историч. подход им чужд, что можно видеть на примере т. н. теории многолинейной эволюции, развиваемой Дж. Стюардом (США). В основе последней лежит отрицание общих законов развития общества. Вместе с тем среди зап.-европ. и амер. этнографов и археологов всегда были исследователи (и число их растёт), к-рые признавали единство и поступательный характер развития общества и стремились выявить его закономерности (Л. Уайт, Р. Редфильд, Р. Адаме, Э. Сервис, М. Салинс, Р. Франкенберг и др.). Нек-рыми из них были предприняты попытки создать периодизацию истории первобытного ("примитивного") общества. Так, напр., Сервисом и Салинсом были выделены следующие "уровни" эволюции: уровень "групп" (bands); уровень племён (tribes); уровень догосударственных объединений, возглавляемых вождями (chief doms); уровень "примитивных государств". Следующий уровень - империй или архаических цивилизаций - находится уже за пределами "примитивного" общества. Учёные, принадлежащие к этому направлению, не идут дальше своеобразного технологич. детерминизма. Однако часть из них по целому ряду вопросов приходит к выводам, близким к марксистским.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М., 1941; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Рецензия. А. Богданов. Краткий курс экономической науки, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Письмо к А. М. Горькому. Вторая половина ноября 1913 г., там же, т. 48; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки, М., 1961; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.- Л., 1957; Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Каменный век на территории СССР, М., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 166); Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, 2 изд., М., 1974; Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968; Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972; Разложение родового строя и формирование классового общества, М., 1968; Семенов С. А., Первобытная техника, М.- Л., 1957; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; его же, Теоретические проблемы "экономической антропологии", в кн.: Этнологические исследования за рубежом, М., 1973; Современная американская этнография, М., 1963; Clark G., World prehistory. A new outline, L., 1969; Herskovits M. J., Economic anthropology. The economic life of primitive peoples, N. Y., 1965; Man the hunter, ed. by R. B. Lee and I. de Vore, Chi., 1968; Prehistoric agriculture, ed. by S. Struever, N. Y., 1971; Sahlins M. D., Stone age economics, N. Y., 1972; SellnОw I., Grundprinzipien einer Periodisierung der Urgeschichte, В., 1961; Serviсe E. R., Primitive social organisation, N. Y., 1962; White L. A., Evolution of culture, N. Y., 1959.

Ю. И. Семёнов.