Содержание
На главную
ВЫСОЦК-ВЫСШАЯ

К ст. Вулканы. Типы извержений: 1 - гавайский (вулкан Килауэа, Гавайские острова); 2 - стромболианский (вулкан Михара, остров Осима из группы островов Идзуситито); 3 - вулканский (вулкан Безымянный, Камчатка); 4 - подводный (вулкан Сюртсей близ острова Исландия). Формы вулканических сооружений: 5 - конусообразная (вулкан Ключевская Сопка, Камчатка); 5а -побочные кратеры вулкана Ключевская Сопка; 6 - конус в конусе (вулкан Баррен, Андаманские острова); 7 - вулканическое сооружение, сопровождаемое кальдерой (Карымская Сопка, Камчатка).

К ст. Выветривание. 1. Песчаниковые скалы в долине Лавендер-Крик (США). 2. Останцы в виде минаретов (хр. Чеслер-Парк, США). 3. Песчаниковые скалы в пустыне Титан (США). 4. Останцы известковых гор (Гуанси-Чжуанский автономный район, Южный Китай). 5. Выветривание гранитогнейса в предгорьях Яблонового хребта (СССР). 6. Вулканические туфы (г. Горис, Армянская ССР). 7. Гранитная скала чПерья" (правый берег р. Енисей у Красноярска). 8. Базальтовые столбы в окрестностях Еревана (Армянская ССР). 9. Пегматитовая жила, обнажённая вследствие выветривания облегавших её сланцев (Туркестанский хребет).

Кст. Выставка достижений народного хозяйства СССР. 1. Общий вид центральной части выставки. 2. Павильон "Советская культура" (б. павильон Узбекской ССР). 1954. Архитектор С. Н. Полупанов. 3. Павильон "Химическая промышленность".1967. Архитекторы Б. С. Виленский и др., инженеры Н. Я. Булкин и др. 4. Павильон"Здравоохранение" (о. павильон Армянской ССР). 1939. Архитекторы К. С. Алабян и С. А. Сафарян. 5. Павильон "Вычислительная техника" (б. павильон Азербайджанской ССР). 1939. Архитекторы С. А. Дадашев и М. А. Усейнов. 6. Павильон "Радиоэлектроника". 1958. Архитектор В. М. Голштейн, инженер И. М. Шошенский, конструктор В. А. Штабская.

К ст. Выставки всемирные. 1. "Хрустальный дворец" на выставке в Лондоне. 1851. Инженер Дж. Пакстон. 2. Фрагмент экспозиции в "Хрустальном дворце" на выставке в Лондоне. 1851. 3. Павильон "Галерея машин" на выставке в Париже. 1889. Архитектор Ф. Л. Дютер, инженер Контамен. 4. Главный павильон выставки в Париже. 1889. Архитектор Ж. Формиге. Центральная часть фасада. 5. Большой дворец (Гран Пале) на выставке в Париже. 1900. Архитекторы А. Деглан, Ф.Т. Томас, Л. Луве. 6. Выставка в Париже. 1900. Общий вид с Эйфелевой башни.

К ст. Выставки всемирные. 1. Павильон СССР на выставке в Осаке (Япония). 1970. Архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свир-ский, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник К. И. Рождественский. 2. Павильон США на выставке в Монреале (Канада). 1967. Архитектор Б. Фуллер. 3. "Символическая зона"выставки в Осаке. 1970. Общий вид. 4. Павильон Народной Республики Болгарии на выставке в Осаке. 1970. Архитекторы Т.Н. Кожухаров, Е. И. Цветков, Л. Т. Христов. 5. Павильон группы "Фудзи" на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата. 6. Павильон Австралии на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Дж. Мак-Кормик. 7. Павильон СССР на выставке в Монреале. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике. 8. Павильон фирмы "Филипс" на выставке в Брюсселе. 1958. Архитектор Ле Корбюзье.

К ст. Выставки всемирные. Всемирная выставка в Осаке (Япония). 1970. Общий вид.

К ст. Вышивка. Русская вышивка. 1. "Деисус" (фрагмент). Шитьё. 15 в. Третьяковская галерея. Москва. 2. Полотенце. Тамбур, шёлковые и золотые нити по шёлку. 18 в. 3. Полотенце. Тамбур, стяг и счётная гладь по кисее. Конец 18 в. 4. Полотенце из Новгородской губернии. Тамбур по холсту. Середина 19 в. 5. Т. М. Д м и т р и е в а-Ш у л ь п и н а. Коврик. Мстёрская гладь. 1969. 6. М. Н. Г у м и л е в с к а я. Полотенце. Цветная перевить. 1961. (2, 3 - Русский музей, Ленинград; 4 - 6 - Музей народного искусства, Москва.)

К ст. Вышивка. 1-6 и 13. Сюжетная вышивка: 1. Седельная покрышка из Па.чырыкского кургана (фрагмент). 5-3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Древнеперуанская мантия из некрополя в Паракасе (фрагмент). Первые вв н. э. Национальный музей антропологии и археологии. Лима. 3. Ковёр из Байё (фрагмент). Ок. 1080. Музей королевы Матильды. Байё. 4. Скатерть (фрагмент). Венеция. 16 в. Музей декоративных искусств. Париж. 5. Риза (фрагмент). Англия. 14 в. Приходский музей. Пиенца. 6. Деталь женского костюма. Китай. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва. .13. Драпировка (фрагмент). Венеция. Середина 16 в. Австрийский музей прикладного искусства. Вена. 7-12 и 14 - 17. Народная узорная вышивка: 7 - венгерская; 8 - эфиопская; 9 - русская; 10 - индийская; 11 - турецкая; 12 - украинская; 14 - узбекская; 15 - чилийская; 16 - испанская; 17 - латышская.

ВЫСОЦК (до 1948- Уурас), город в Выборгском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на о. Высоцкий, в 12 км к Ю.-З. от Выборга. Порт на Финском зал. Соединён ж.-д. веткой со ст. Попово (на линии Ленинград - Приморск - Выборг). 1,8 тыс. жит. (1969). Санатории. Осн. Петром I как крепость и назывался Тронгзунд. Переименован в память пулемётчика К. Д. Высоцкого, погибшего здесь в 1940 в боях с белофиннами.

ВЫСОЦКАЯ (Wysocka) Станислава (7. 5. 1878, Варшава, -17. 1. 1940, там же), польская актриса, режиссёр, театральный деятель и педагог. Сценич. деятельность начала в 1895 в Петербурге, затем играла в Люблине, Варшаве, Познани, Кракове. В 1911-20 жила в Киеве, в 1916 организовала здесь экспериментальный театр "Студию", где разрабатывались принципы системы К. С. Станиславского. В 1920, вернувшись в Варшаву, открыла студию, с 1921 руководила драматич. отделением Варшавской консерватории. В начале артистич. деятельности В. исполняла лирич. комедийные роли, в дальнейшем - драматич. и трагедийные. Сценич. образы В. отличались величественностью, благородством внешнего рисунка и противостояли псевдоромантич. театр, эффектности, манерности модернизма. В. играла в произведениях польских романтиков: пани Роллисон ("Дзя-ды" Мицкевича), Лукреция Ченчи и Балла липа ("Беатриче Ченчи", "Балладина" Словацкого), Муза и Мать ("Освобождение", "Проклятье" Выспяньского) и др. К числу лучших работ В. относятся также роли в пьесах антич. авторов: Клитемнестра ("Орестея" Эсхила), Федра ("Ипполит" Еврипида). В. выступала в произв. совр. ей драматургов (Г. Ибсен, М. Горький, А. П. Чехов и др.). В режиссёрской работе В. стремилась к сочетанию всех компонентов сценич. исх-ва и к глубокому раскрытию идейной сущности драматургич. произв.

Балладины ("Балладина" Ю. Словацкого).

Соч.: Uwagi о inscenizacji "Legionu ...", Listy z teatry", 1924, № 2, s. 45-48; Moje wspomnienia, "Scena Polska", 1938, zesz. 2-3. s. 324-30.

Лит.: Ивашкевич Я., Театр "Студия" Станиславы Высоцкой в Киеве, [пер. с польск.] в сб.: Вокруг театра, [М.], 1965, с. 203 - 27. Б. И. Ростоцкий.

ВЫСОЦКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков (10-6 вв. до н. э.). Названа по могильнику у с. Высоцкого Бродовского р-на Львовской обл. УССР. Распространена на небольшой терр. Львовской и Тернопольской обл. Известны могильники, поселения и клады. Население жило в неукреплённых посёлках и занималось земледелием и скотоводством. Характерны бескурганные могильники с обрядом трупоположения (иногда трупосожжения). Инвентарь погребений: гл. обр. украшения и миниатюрные сосуды, реже - жел. ножи и кремнёвые или бронз, наконечники стрел. Керамика: тюльпановидные сосуды, биконич. кубки, миски и черпаки. В. к. сложилась на местной основе под влиянием лужицкой культуры.

Предметы из Высоцкого могильника.

Лит.: Канивец В. И., Вопросы хронологии Высоцкой культуры, "Краткие сообщения Ин-та археологии АН СССР", 1955, №4;Sulimirski Т., Kultura Wysocka, Кг., 1932.

ВЫСОЦКИЙ Георгий Николаевич [7(19). 2. 1865, с. Никитовка Черниговской губ.,-6.4. 1940, Харьков], советский почвовед, лесовод, ботаник и физико-географ, акад. ВАСХНИЛ (1934) и АН УССР (1939). Окончил Петровскую с.-х. академию (1890). В 1892-1904 работал в Великоанадолъском лесном массивен экспедиции В. В. Докучаева. Проф. Крымского ун-та (1919-22), Белорусского с.-х. ин-та (1923-26), Харьковского ин-та сел. и лесного х-ва (1926-30). В 1930-40 проф. Всесоюзного (позже Украинского) н.-и. ин-та лесного х-ва и агролесомелиорации (Харьков). Изучал лесорастит. условия Тульских засек, Бузулукского бора, Ергеней, Алешковских и Нарынских песков. Исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей, впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем. Обосновал древесно-кустарниковый тип степных лесонасаждений. Заложил основы почвенной гидрологии засушливых р-нов и разработал учение о типах водного режима почв и грунтов; выдвинул теорию происхождения соленосности степных почв и грунтов. Впервые описал процесс оглеения и показал его биол. характер. Разработал основы ороклиматич. классификации почв. Первым установил закономерности приземных воздушных течений, вызывающих пыльные бури. Предложил классификацию растений по формам вегетативного размножения. Автор физико-географич. монографий о Самарском удельном округе (1908-09) и Ергенях (1915).

Соч.: Избр. труды, М-, 1960; Избр. соч., т. 1-2, М., 1962.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947; Исаченко А. Г., Г. Н. Высоцкий - выдающийся отечественный географ, Л., 1953.

Д. В. Лебедев, С. С. Соболев.

ВЫСОЦКИЙ Николай Константинович [11(23). 4.1864, Барнаул, -7. 8. 1932, Ленинград], советский геолог и горный инженер. По окончании Петерб. горного ин-та (1891) работал в Геологическом комитете. Специалист по геологии платиновых месторождений. Осн. работы посвящены характеристике важнейших пром. р-нов Урала (месторождения платины Исовского и Нижнетагильского р-нов, Кочкарский и Челябинский золотоносные р-ны). В. составил подробное описание третичных и четвертичных отложений Зап. Сибири. В. принадлежат региональные очерки к геологич. карте Урала (1931).

Лит.: К а р п и н с к и и А. П., Н. К. Высоцкий, "Природа", 1933, № 2; Тихомиров В. В. и С о ф и а н о Т. А., 90 лет со дня рождения Н. К. Высоцкого, "Известия АН СССР. Серия геологическая", 1954, № 2.

ВЫСОЦКИЙ (Wysocki) Юзеф (1809, ок. Тульчина, Подолия,-31.12.1873, Париж), польский политич. деятель, генерал. Участник Польского восстания 1830- 1831, после поражения к-рого жил в эмиграции. Был чл. Польского демократич. об-ва. Сражался в рядах венг. революц. армии против габсбургских войск в 1848-49, возглавляя легион, сформированный из поляков-добровольцев. Во время Польского восстания 1863-64 В. был нек-рое время руководителем Воен. комиссии в Кракове. После поражения восстания эмигрировал во Францию.

ВЫСПЯНЬСКИЙ (Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков,-28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Род. в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884-95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891-94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художеств, объединения "Искусство". В изобразит, иск-ве В. стремился к воплощению нац. начала в рамках стиля "модерн". В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Ва-веле в Кракове (1896-1906) В. использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журн. "Zycie", В. создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизов. растит, орнамента. Пастельным портретам и пейзажам В. свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. работал и в области декоративного иск-ва (оформление интерьера дома Мед. об-ва в Кракове, ок. 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла).

Пьесы и рапсоды В. посвящены древнему прошлому Польши ("Легенда", 1897; "Болеслав Смелый", 1900; "Казимеж Великий", 1900); историч. драмы поднимают проблематику польск. романтизма и нап.-освободит, движения ("Варшавянка", 1898; "Легион", 1900; "Ноябрьская ночь", 1904); пьесы на сюжеты древнегреч. мифов трактуют совр. события в духе антич. трагедийности ("Мелеагр", 1898; "Проклятие", 1899; "Возвращение Одиссея", 1907). Вершина творчества В.- метафорич. драма-памфлет и драма-сказка "Свадьба" (1901), в к-рой, как и в др. совр. политич. драмах ("Освобождение", 1903; "Акрополь", 1904), он ставит вопрос о путях нац.-освободит, борьбы, изображает распад польск. бурж. общества. Для творчества В. характерны сочетание реалистич. видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности.

С. Выспяньский.

С. Выспяньский. "Свадьба" (1903). Рисунок автора.

С. Выспяньск и и. Портрет девочки. Пастель. 1895. Национальный музей. Познань.

С о ч.: Dziela zebrane, t. 1 - 15, Кг., 1958 - 1968; Poezje, Warsz., 1957; в рус. пер.- Драмы. [Вступ. ст. Б. Ростоцкого], М., 1963.

Лит.: С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958; В итт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspianskiego, Wr.- Кг., 1958; Lеmpicka A., Stanistaw Wyspianski, в кн.; Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5- Literatura okresu Mfodej Pplski, t. 2, Warsz., 1967 [имеется библ.]; StanisJaw Wyspianski, [2 wyd.], Warsz., 1967; Stоk9wa M., Stanisfaw Wyspianski. Monografia bibliograficzna, [t. 1-3], Kr., [1967-68]. Л. И. Тананаева, В. В. Bumm.

ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (ВДНХ), постоянно действующая всесоюзная выставка в Москве для демонстрации достижений пром-сти, строительства, с. х-ва, транспорта, культуры и здравоохранения. ВДНХ аккумулирует опыт социалистич. строительства в СССР. Гл. задача ВДНХ - активно пропагандировать достижения науки, техники, культуры и передового опыта, а также проводить обучение работников всех отраслей нар. х-ва новым методам произ-ва. ВДНХ создана в соответствии с постановлением Сов. Мин. СССР от 28 мая 1958 "Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР ". Руководство работой выставки осуществляет Гл. комитет ВДНХ СССР (Главвыставком), возглавляемый зам. председателя Сов. Мин. СССР. В состав Главвыставкома входят руководители министерств и ведомств СССР, председатели Советов Министров союзных республик, а также директор выставки.

ВДНХ начала работу 16 июня 1959, имея в своём составе выставочные павильоны, расположенные на территории быв. ВСХВ (207 га) и на Фрунзенской наб. р. Москвы (5,6 га), где был размещён строит, раздел выставки. На терр. ВДНХ (1970) имелось 78павильонов с общей экспозиц. пл. 150тыс. м2, из них по разделам пром-сти и транспорта - 20 павильонов (67,8 тыс. м2), строительства - 11 (9,4 тыс. м2), с. х-ва -30 (42 тыс. м2), науки и культуры -16 (27,6 тыс. м2). Фруктовые деревья на ВДНХ занимают 6,2 га (более 3 тыс. единиц), газоны - 67 га, декоративные и плодово-ягодные кустарники -16,3 га, экспонатные посевы, лесополосы и лесокультуры -11 га, питомники, парники, теплицы, цветники - 10 га, пруды - 10,5 га и др. объекты. Участниками выставки являются: н.-и. орг-ции, передовые предприятия пром-сти, строительства, с. х-ва, транспорта и связи, торговли и обществ, питания (з-ды, ф-ки, электростанции, шахты, стройки, колхозы, совхозы, племенные з-ды, лесхозы, питомники, опытные станции), уч. заведения, учреждения культуры и иск-ва, орг-ции здравоохранения, органы печати, кино, радио и телевидения, а также работники пром-сти и с. х-ва - изобретатели, рационализаторы и новаторы произ-ва. Ответственными за показ и отбор экспонатов являются мин-ва и ведомства.

Лучшие участники награждаются дипломом почёта и дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени, а непосредств. создатели демонстрировавшихся экспонатов (учёные, инженеры, конструкторы, агрономы, рабочие и крестьяне)- золотой, серебряной или бронзовой медалью с вручением денежной премии. В среднем за год ВДНХ награждает дипломами ок. 4 тыс. пром. предприятий, совхозов, колхозов и др. орг-ции и медалями - ок. 60 тыс. её участников-специалистов .

Особое место на выставке занимает Центр, павильон с экспозиционной пл. 3300 м2, построенный в 1954. В нём показываются достижения СССР в области науки, техники, экономики, повышения благосостояния и культуры народов, а также междунар. связи.

Крупнейшие павильоны ВДНХ: "Машиностроение" (1954), часть площади к-рого с 1966 занимает павильон "Космос", "Крупный рогатый скот" (1954), "Атомная энергия" (1954), "Народное образование" (1954), "Здравоохранение" (1954), "Радиоэлектроника" (1958), "Советская культура" (1964), "Геология" (1964), "Товары народного потребления" (1967), "Химическая промышленность" (1967), "Электрификация СССР" (1967), "Металлургия" (1967), "Газовая промышленность" (1967), "Механизация и электрификация с. х-ва" (1967).

В павильонах ВДНХ в среднем за год проводится 75 тематич. выставок и смотров; подготавливается ок. 40 передвижных выставок, к-рые демонстрируются в крупных пром. центрах и населённых пунктах страны. На базе тематич. выставок и смотров ежегодно проводится 800-900 науч.-технич. конференций, семинаров, курсов и школ передового опыта с участием до 200-300 тыс. специалистов.

На терр. ВДНХ проводятся также и междунар. выставки. Так, в 1965 была проведена выставка "Инфорга-65" с участием стран - членов СЭВ, на к-рой демонстрировались новейшие средства механизации, автоматизации подготовки науч.-технич. информации; в 1966- междунар. выставка "Совр. с.-х. машины и оборудование" с участием 20 стран; в 1969-"25 лет Польской Народной Республики", "Народная Республика Болгария- 25 лет по пути социализма", "Сельское хозяйство и пищевая промышленность Венгерской Народной Республики"; в 1970-"25 лет освобождения Советской Армией Чехословацкой Социалистической Республики", "25 лет свободной Венгрии".

Выставка издаёт "Информационный бюллетень ВДНХ СССР", проспекты, каталоги, брошюры, ежегодные путеводители, в т.ч. на англ., нем. и франц. языках. В среднем ВДНХ ежегодно посещает более 8 млн. чел., в т. ч. более 200 тыс. иностранцев. ВДНХ СССР награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971). И.П.Кудрявцев.

Архит. облик ВДНХ СССР определяют гл. обр. планировка и сооружения быв. ВСХВ 1939 и 1954, в создании к-рых участвовали видные сов. архитекторы (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, К. С. Алабян и др.), живописцы (Б. В. Иогансон, М. С. Сарьян, А. А. Дейнека и др.), скульпторы (С. Д. Меркуров, Г. И. Мотовилов, В. П. Ворносков и др.), мастера нар. иск-ва. Основа архит.-пространств, композиции ансамбля ВДНХ была заложена ген. планом ВСХВ 1939 (автор проекта арх. В. К. Олтаржевский). На специально благоустроенной и озеленённой терр. был создан комплекс сооружений различного назначения, складывавшийся по принципу последовательного раскрытия ряда перспектив, соответствующих гл. разделам выставки. Удачные архит. решения нек-рых павильонов (Главного, ч Механизации", Армянской ССР, Узбекской ССР) усиливали их выразительность. К собственно выставочной терр. примыкала зона отдыха. Осн. элементы плана ВСХВ 1939 были развиты в ген. плане ВСХВ 1954 (разработан под рук. А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса), для к-рой большинство сооружений было перестроено или построено заново. В ряде сооружений имеют место стилизаторство, эклектика и украшательство. С организацией ВДНХ СССР значительно увеличилась терр. выставки, расширилась и приобрела более развитый характер зона отдыха с комплексом зрелищных предприятий. После 1955 многие павильоны заново перестроены и изменили свой архит. облик, построено неск. десятков новых павильонов, решённых в совр. архит. формах, с применением новых строит, материалов и конструкций ("Радиоэлектроника", 1958; "Химическая промышленность", 1967).

ВЫСТАВКИ, публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека.

Совр. В., независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить: а) п о целям проведения - на торговые, к-рые организуются в основном с коммерч. целью; просветительно-познавательные (художественные, научно-технич., достижений в области пром-сти, транспорта и т. п.), не преследующие, как правило, коммерч. целей; б) по периодичности проведения - на регулярно проводимые (ежегодно, через год, два и т. п.); нерегулярные, организуемые в связи с юбилейной датой, конгрессами, съездами или по случаю др. событий, и на постоянно действующие (напр., Выставка достижений народного хозяйства СССР); в) п о содержанию представленных экспонатов - на универсальные, где демонстрируются продукция и достижения всех отраслей экономики, науки, техники и культуры, и специализированные, охватывающие одну или несколько смежных отраслей пром-сти, с. х-ва, искусства и т. п.; г) по составу участников - на всемирные, междунар., нац. и региональные.

Первые В. в Европе были организованы в кон. 16 в. и имели чисто показательно-демонстрационные цели (собрание работ учеников средневековых монастырских школ, ремесленных мастерских). С развитием капиталистич. отношений В. постепенно приобретают коммерч. характер. С возникновением капиталистич. предприятий - мануфактур, появлялись местные торг. В., где демонстрировалась их продукция (ткани, гобелены и др.). Такие В. были организованы в Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1818), Манчестере (1843). Роль В. возросла в период перехода от мануфактур к машинному произ-ву, особенно в связи с пром. переворотом (последняя треть 18 в.) и образованием общенац. капиталистич. рынков. Наряду с чисто коммерческими целями В. начали служить и целям показа технич. достижений. С 60-х гг. 18 в. появились большие общенац. торг.-пром. В. Первые из них - в Лондоне (1761, 1767), Мюнхене (1788), Петербурге (1829). На В. заключались торг, сделки, устанавливались деловые связи. Общенац. В. не потеряли до сих пор своего значения и проводятся регулярно в большинстве стран мира. Нац. В. за рубежом устраиваются на основе договорённости между странами и носят различный характер. Нек-рые нац. торг. В. организуются в виде торг, центров (напр., торг, центры США в Лондоне, Милане, Стокгольме, Париже, Токио и др. городах); в виде демонстрационных залов (напр., советские залы на В. в социалистич. странах, в Ираке, Индии и др.). Часто нац. торг. В. устраиваются в виде выставок-продаж -"Универсальные магазины" и "Недели страны-устроителя". Великобритания регулярно проводит "Британские недели" в странах Европы, Азии, Америки и Австралии. Много нац. специализированных и универсальных В. проводится эпизодически. Напр., англ, торг.-пром. В. в Москве (1961), В. научно-технич. достижений СССР в Будапеште (1967), торг.-пром. В. СССР в Париже (1970) и др. С 1946 по 1969 СССР провёл 92 нац. В. за рубежом (универсальные и специализированные), в т. ч. 29 в странах социализма. За этот же период в СССР было организовано 620 зарубежных нац. В., включая 25 универсальных и ок. 300 специализированных В. социалистич. стран.

Развитие в 19 в. крупного капиталистич. произ-ва ускорило рост междунар. экономич. связей и создание мирового капиталистич. рынка. В этот период возросла роль В. в содействии развитию торговли не только в общенациональном, но и в междунар. масштабе.

Великобритания, занимавшая ведущее положение в пром-сти и торговле капиталистич. стран, в целях пропаганды принципа свободы междунар. торговли устроила в Лондоне в 1851 первую междунар. пром. В. В 1850-90 междунар. В. гл. обр. общеотраслевого торг.-пром. характера организовывались в различных городах Европы: Мюнхене (1854), Амстердаме (1883), Ницце (1884), Антверпене (1885), Барселоне (1888), Гамбурге (1889).

В условиях дальнейшего прогресса науки и техники, расширения и специализации капиталистич. произ-ва всё большую роль начинают играть междунар. специализированные торг. В., к-рые в 20 в. постепенно стали вытеснять общеотраслевыс. Междунар. характер торг. В. определяется обычно количеством участвующих в них иностр. экспонентов и эффективностью коммерч. сделок. Необходимо также, чтобы пр-во страны, в к-рой организуется В., признавало её "международной". Организаторами их являются специально созданные для этой цели, признанные властями стран-устроителей постоянно действующие органы: дирекции, торг, палаты, торг.-пром. ассоциации и т. п. Междунар. торг. В., как правило, имеют определённую периодичность проведения (ежегодно, через год и т. п.). Их продолжительность обычно не превышает трёх недель. Проводятся они на постоянной выставочной территории в одно и то же время и в одном и том же городе. Наиболее крупные из них: междунар. с.-х. В. (Венгрия), В. по садоводству (ГДР), В. мебели (Великобритания), В. текстильной пром-сти и одежды "ТЕКСТИРАМА" (Бельгия), междунар. салон пластмасс, резины и каучука "ЕВРОПЛАСТИК" (Франция), В. упаковки "СКАНПЭК" (Швеция) и др. К участию в междунар. торг. В. допускаются пром. и оптовые торг, фирмы и организации. Заключаются торг, сделки по демонстрируемым образцам.

Большинство совр. междунар. торг. В.- специализированные. По своим целям, условиям участия и правам, предоставляемым экспонентам, они аналогичны совр. междунар. ярмаркам. В. носят различные названия, напр, во Франции - салоны и ярмарки, в Италии - салоны, В. и ярмарки, в ФРГ - ярмарки и В., в европ. социалистич. странах - В. и ярмарки.

Междунар. торг. В. содействуют развитию мировой торговли. СССР придаёт большое значение этой форме междунар. торг, связей. До Великой Отечеств, войны 1941-45 СССР принял участие в междунар. торг. В. в Тегеране (1923), Париже (1928, 1929), Ходейде (Йемен, 1931), Гамбурге (1931, 1932, 1934), Лейпциге (1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1940, 1941), Анкаре (1929), Стамбуле (1932), Токио (1931), Филадельфии (1938), Варне (1940), Кенигсберге (1931, 1933, 1940) и др. 2-я мировая война 1939-45 нарушила работу большинства междунар. торг. В. С возобновлением их деятельности после войны Сов. Союз становится не только их активным участником (в Бомбее, 1952; Эрфурте, 1961; Париже, 1947, 1951; Женеве, 1960; Каире, 1961; Оклахоме, 1957; Лондоне, 1954; Хайдарабаде, 1956 и др.), но и организатором крупных междунар. торг. В. на своей территории. В 1964- 1971 в СССРбыло проведено 16 междунар. В. Среди них: В. строительных и дорожных машин, средств механизации строительно-монтажных работ (Москва, 1964), "Химия в пром-сти, строительстве и с. х-ве" (Москва, 1965), "Совр. с.-х. машины и оборудование" (Москва, 1966), "Птицеводство-66" (Киев, 1966), "Инпродмаш-67" (Москва, 1967), "Одежда-67" (Москва, 1967), "Интербытмаш-68" (Москва, 1968), "Инрыбпром-68" (Ленинград, 1968), "Инполиграфмаш-69" (Москва, 1969), "Инлегмаш-70" (Москва, 1970), "Химия-70" (Москва, 1970), "Инторгмаш-71" (Москва, 1971) и др. См. также Выставки всемирные, Выставки художественные, Выставки сельскохозяйственные.

Со 2-й пол. 19 в. постепенно складывались принципы выставочной экспозиции, эволюционировавшие от простой демонстрации экспонатов до размещения их по детально разработанной программе, с использованием спец. оборудования, средств архитектуры и оформительского иск-ва.

Архитектура выставок. Первоначально под В. приспосабливались существующие крупные сооружения (дворцы, манежи и др.) с обширными помещениями или одним большим многосветным залом (напр., мануфактурная выставка 1831 в зале Благородного собрания в Москве). Иногда при большом количестве экспонатов к основному сооружению пристраивались дополнит, временные помещения (деревянные галереи у Михайловского манежа в Петербурге на 3-й с.-х. выставке 1860). Появление междунар. промышленных выставок вызвало во 2-й пол. 19 в. стр-во спец. выставычных павильонов большой площади, с обширным, легко обозреваемым и максимально освещённым внутр. пространством; сами здания также являлись экспонатами, демонстрировавшими успехи строит, техники: "Хрустальный дворец" в Лондоне (1-я Всемирная выставка, 1851, инж. Дж. Пакстон; илл. см. т. 2, стр. 300), "Галерея машин" на Всемирной выставке 1889 в Париже (арх. Ф. Л. Дютер). Позже павильоны становятся частью обширного выставочного комплекса, включающего открытые экспозиционные площадки, зелень и водоёмы (Всероссийская сельскохозяйственная и кустарнопром. выставка 1923 в Москве, гл. арх. А. В. Щусев; всемирные выставки в Париже 1937, Нью-Йорке 1939, Брюсселе 1958, Монреале 1967, Осаке 1970); от стр-ва временных павильонов перешли к сооружению капитальных зданий [ВСХВ в Москве 1939 (гл. арх. В. К. Олтаржевский) и 1954, преобразованная в Выставку достижений народного хозяйства СССР]. Наряду с выставочными комплексами ("павильонная композиция") создаются отд. централизованные или блочные здания для выставок, многократно используемые для экспозиции. Централизованные павильоны могут быть одноэтажными, зального типа, с нерасчленённым внутр. пространством без опор, в основном для показа тяжёлого пром. оборудования (гл. зал Дворца выставок в Турине, 1948-50, инж. П. Л. Нерви), либо иметь единый наружный объём и промежуточные опоры в интерьере (Дворец труда в Турине, 1961, инж. П. Нерви и А. Нерви), либо иметь внутреннее пространство, расчленённое по вертикали и горизонтали (выставочное здание в Вильнюсе, 1966, арх. В. А. Чеканаускас). Павильоны блочного типа включают несколько объёмов с помещениями различного функционального назначения (павильон в парке Сокольники в Москве, 1961, арх. В. С. Виленский и др.).

Лит.: Платова Н. С., Справочник по международным и национальным выставкам и ярмаркам в Великобритании, М., 1968; Павлов К. А., Международные ярмарки и выставки, М., 1962; Червя KJD в П. А., Организация и техника внешней торговли СССР, 2 изд., М., 1962; Воронов К. Г. иПавлов К. А., Организация и техника внешней торговли СССР, М., 1966.

Д. М. Серов, В. И. Ревякин.

ВЫСТАВКИ ВСЕМИРНЫЕ, междунар. выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеч. деятельности) и специализированные (показ достижений в к.-л. одной конкретной сфере деятельности). Первой В. в. была междунар. пром. выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности В. в. не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В. в. в осн. демонстрировались успехи пром-сти, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности В. в. постепенно увеличивалось число стран-участников, кол-во и ассортимент экспонатов (в т. ч. крупных машин, трансп. средств и др.); если на первых В. в. все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (напр., "Хрустальный дворец" в Лондоне), то с 1878 (на В. в. в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных В. в.: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930), Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В. в. обычно проводятся под определённым девизом, к-рый определяет осн. тему выставки, напр, первая В. в. в Лондоне имела девиз "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества"; в Нью-Йорке (1939) - "Миру завтрашнего дня", в Брюсселе (1958) - "Человек и прогресс", в Монреале (1967) - "Земля людей", в Осаке (1970) - "Прогресс и гармония для человечества". Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз В. в. сообразно своему общественному строю и экономич. возможностям.

Первая попытка регламентировать организацию В. в. осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград В. в. Однако 1-я мировая война 1914-18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция о междунар. выставках, подписанная в Париже представителями 35 гос-в (в т. ч. СССР), регламентировала порядок организации В. в. В соответствии с Конвенцией образован постоянный орган - Междунар. бюро выставок (МБВ). Высшим органом МБВ является Адм. совет, при к-ром имеются 4 комиссии - Классификационная, Регламентационная, Адм.-бюджетная и Комиссия по выпуску бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ - Париж. В 1970 участниками Конвенции являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия, Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Япония.

Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в В. в.: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Сов. гос-во приняло участие в 5 В. в.: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На В. в. в Париже, к-рая совпала с 20-летием Сов. власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистич. строительства в СССР. На В. в. в Нью-Йорке сов. экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму". В сов. павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На В. в. в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния сов. людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. В. в. в Монреале совпала с 50-летием Сов. гос-ва. Гл. идея сов. экспозиции - показать преимущество социалистич. строя. Первая В. в., организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Осн. темы сов. павильона - "Ленин - создатель социалистического государства", "Развитие идей Ленина в наши дни", "Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве". Д. М. Серов. Архитектура выставок. Павильоны и сооружения В. в. сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строит, техники, а также оформительского искусства, нередко определяя осн. тенденции их развития на мн. годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра к-рых требуется обширное, хорошо освещённое внутр. пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого стр-ва и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архит. форм и технич. приёмов. Огромное здание (дл. 503 м) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (т. н. "Хрустальный дворец", инж. Дж. Пакстон), построенное всего за 6 мес. благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлич. (гл. обр. чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиц. ордерной архитектуры. Постепенно складываются организац. принципы показа экспонатов; напр., на В. в. в Чикаго в 1893 наряду с гл. павильоном, где были представлены все гос-ва, участвующие в выставке, построили тематич. (по отраслям пром-сти) и нац. павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора В. в. (павильоны отд. штатов США). Огромные размеры экспозиций В. в. вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В. в. в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации В. в. и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в осн. чертах сохранили все В. в.), планировка к-рого обычно имела регулярные черты. Вслед за стр-вом на парижской В. в. 1889 т. н. Эйфелевой башни (инж. А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений франц. строит, техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз В. в. (напр., т. н. "Атомиум" в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, арх. А. Ватеркейн, инж. А. Падюар, на В. в. в Брюсселе в 1958). Для павильонов В. в. 2-й пол. 19 в. характерен разрыв между новаторским инж. решением сооружений, в к-рых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлич. каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в "Галерее машин" арх. Ф. Л. Дютера на парижской В. в. 1889), и фасадами дворцового типа в ист. архит. стилях, а чаще - покрытых пышным эклектич. декором. Вплоть до нач. 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиц. идеи, экспозиция распадалась на ряд отд., не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение к-рых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к пром. изделию или сырью первонач. старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (напр., огромные самовары на парижской В. в. 1900) или необычности использования (напр., крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на В. в. в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производств, процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

В выставочной архитектуре и иск-ве экспозиции в 1920-х - нач. 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи функционализма и конструктивизма. Почти все экспонаты стран-участниц В. в. размещаются в нац. павильонах, архитектура к-рых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание нац. экспозиции. Участие СССР в В. в. способствовало усилению идеологич. роли архитектуры павильонов. Величеств., динамичный по формам павильон СССР на парижской В. в. 1937 (арх. Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой "Рабочий и колхозница" (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед сов. народа в строительстве социализма, а его экспозиция - примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и иск-ва экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на В. в. 1970 в Осаке (Япония), где все архит. средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки ч Прогресс и гармония для человечества". Этот девиз был символически (в соответствии с традициями нац. япон. культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу ген. плане в виде разветвлённого дерева (группа япон. архитекторов под рук. К. Тангэ). "Стволом" дерева был центр В. в., т. н. Символическая зона (архитектурно организов. пространство для различных междунар. мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения междунар. тематич. и художеств, выставок), "ветвями" - гл. дороги, ведущие к входам, "листьями" и "плодами" - павильоны, сгруппиров. вокруг 8 площадей на "ветвях" дерева. Т. к. одной из гл. тем В. в. становится научно-технич. прогресс, в архитектуре мн. павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инж. идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространств. решения, основанные на использовании совр. строит, материалов и архитектонич. принципов (напр., павильон группы "Фудзи" с надувными конструкциями, арх. ЮтакаМурата). На этой новой технич. основе отд. павильонам придаётся символич. архит. облик (напр., павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, гос. павильон Японии, пять цилиндрич. объёмов к-рого образуют в плане нац. япон. символ - пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, к-рая организуется по плану-сценарию, осн. на театрализов. методах показа (с применением светодинамич. эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т. п.), нередко по сеансовой программе.

Лит.: [Мельников Н. П.], Чудеса выставки в Чикаго, Одесса, 1893; [Орлов М. А.], Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах, М., 1962, с. 9-56; Николаев И. С., Мельников Н. П., Всемирная выставка в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М.,1963; Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И., Первые всемирные выставки, "Декоративное искусство СССР", 1970, №9, с. 22-26; Посохин М. В., Архитектура "Экспо-70", М., 1970; Oseka A., Piotrowska A., Styl "Expo", Warsz., 1970. См. также лит. при ст. Выставки. Р. Р. Клике.

ВЫСТАВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, показ достижений с.-х. произ-ва и науки. В социалистич. странах В. с. служат общегос., общенар. интересам. Они имеют целью ускорить развитие с. х-ва в технич., технологич. и организац. отношениях на основе внедрения в произ-во достижений с.-х. науки и передовой практики. В. с. в СССР широко демонстрируют достижения крупного, высокомеханизированного социалистич. с.-х. произ-ва и являются школой передового опыта в орг-ции и применении наиболее совершенной технологии в отд. отраслях колхозов и совхозов. В капиталистических гос-вах выставки преследуют в первую очередь коммерческие цели, являются одновременно ярмарками (оптовыми и розничными), аукционами.

В России В. с. устраивались общие и специальные. Наиболее крупные общие выставки были в 1850 и 1860 в Петербурге, в 1864 и 1895 в Москве, в 1887 в Харькове, в 1913 в Киеве (самая крупная). В киевской выставке участвовало около 2 тыс. экспонентов, было представлено св. 10 тыс. экспонатов, в их числе ок. 2 тыс. животных. Специальные (отраслевые) В. с. в нашей стране ведут начало от животноводч. выставки в Холмогорах Архангельской губ. (1857), где демонстрировался гл. обр. крупный рогатый скот. Затем последовали: выставка по коневодству в Москве (1866); по овцеводству в Харькове и Москве (1870); молочнохозяйств. в Москве (1878) и Петербурге (1879); по птицеводству в Петербурге (1880); по пчеловодству в Петербурге (1899); выставка с.-х. машин и орудий в Петербурге (1894). Проводились также общие В. с. губернского и межгубернского значения (в Риге, Одессе, Тбилиси, Киеве, Пензе, Саратове и др. городах). В ряде мест, например в Полтавской и Тульской губ., получили распространение местные выставки-ярмарки.

В. с. в дореволюц. России устраивались в интересах крупных землевладельцев, заводчиков - потребителей с.-х. сырья, акц. компаний, крупных арендаторов помещичьих земель. Предприниматели заключали на выставках торговые сделки, а экспонаты, особенно с.-х. животные, продавались с аукциона.

Просветительное и пропагандистское воздействие В. с. на широкие массы трудового крестьянства проявилось при Сов. власти. В июле 1918 в Симбирске (ныне Ульяновск) открылась плавучая с.-х. выставка, к-рую посетило более 23 тыс. чел. 11-20 дек. 1918 в Москве для делегатов 1-го Всеросс. съезда зем. отделов, комитетов бедноты и коммун экспонировались материалы о естеств. богатствах России, распределении зем. фонда страны до и после Окт. революции, состоянии сельского хозяйства, о работе коммун и т. п.

В СССР получили распространение В. с. различного типа и назначения. По терр. признаку они подразделяются на внутрихозяйственные, районные, областные (краевые), республиканские, всесоюзные; по тематике показа - на общие и отраслевые: по отд. культурам, видам животных и проблемам (механизации, мелиорации, электрификации, химизации с. х-ва), а также по отд. приёмам произ-ва в различных отраслях с. х-ва; организуются и спец. выставки, посвящённые опыту отд. мастеров с.-х. произ-ва, специализированных звеньев, бригад и т. д. Важнейшие организац. принципы В. с. в СССР: отбор их участников ведётся по результатам соревнования среди тружеников с. х-ва, колхозов, совхозов, науч. учреждений, уч. заведений и др. организаций и предприятий, связанных с с. х-вом; в соответствии с условиями соревнования победители-участники выставки поощряются дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, ден. и вещевыми премиями.

Первая Всероссийская сельскохоз. и кустарн о-п р о м. выставка была открыта по инициативе В. И. Ленина 19 авг. 1923 в Москве на территории совр. Парка культуры и отдыха им. Горького. "Придаю очень большое значение выставке,- писал В. И. Ленин,- уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 298). В свой последний приезд в Москву, 19 окт. 1923, В. И. Ленин осмотрел выставку. Эту выставку посетило ок. 1 млн. 400 тыс. экскурсантов; она способствовала продвижению в крест, х-во прогрессивных приёмов в земледелии, новых с.-х. культур и пород животных и явилась средством наглядной пропаганды ленинского кооперативного плана. Выставка послужила толчком и методическим примером для организации большого числа В. с. на местах. Только в РСФСР за 1924-27 было проведено 6319 выставок - республиканских, областных, районных. Число их посетителей превысило 6 млн. чел.

Постоянная Всесоюзная с. - х. в ы с т а в к а (ВСХВ) действовала в 1939-41 и 1954-58. В 1939-41 она явилась смотром достижений крупного высокомеханизированного социалистич. с.-х. произ-ва накануне Великой Отечеств, войны. Она была организована в Москве (Останкино), на площади св. 140 га, где было построено более 250 зданий (павильонов, оранжерей и др.), посажено большое количество плодовых и декоративных деревьев, разбиты цветники, заложены экспонатные посевы. Экспозиция ВСХВ строилась и по отраслевому, и по терр. принципу-по союзным и автономным республикам и отдельным природным зонам. За 3 года (1939-41) число участников ВСХВ составило ок. 800 тыс. чел. В первый год выставку посетило св. 3,5 млн. чел.

В период Великой Отечеств, войны работа выставки была прервана и вновь возобновлена 1 авг. 1954. Открытию выставки предшествовало соревнование на право участия в ней между работниками с. х-ва, колхозами, машинно-тракторными станциями, совхозами и науч. учреждениями, а также между районами, областями, краями, республиками. Принцип показа сохранён прежний - сочетание территориального с отраслевым. Площадь выставки была расширена до 207 га, число зданий достигло 383. За 1954-58 участников ВСХВ было более 1,5 млн., а число посетителей превысило 36 млн., в т. ч. св. 1 млн. организованных экскурсантов. Главный комитет выставки награждал участников золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами, свидетельствами и выдавал ценные премии.

В соответствии с постановлением Сов. Мин. СССР от 28 мая 1958 ВСХВ вошла в состав Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Были ликвидированы республиканские и реконструированы отраслевые павильоны. На ВДНХ в разделе сельского хозяйства организуются межотраслевые и отраслевые тематические выставки, смотры и спец. экспозиции по наиболее крупным производственно-технич. проблемам развития отраслей с.-х. произ-ва с проведением на их базе научно-технич. семинаров и конференций, школ передовых методов труда, встреч новаторов произ-ва и учёных. По наиболее актуальным вопросам развития сельского х-ва проводятся передвижные тематич. выставки в основных экономич. районах страны. Большой популярностью пользуются выставки и выводки лучших племенных животных; демонстрация новых машин и оборудования; показ фрагментов прогрессивных технологий. Организуется вневыставочный показ передового опыта в лучших хозяйствах Подмосковья.

На ВДНХ первостепенное значение придаётся пропаганде передового опыта интенсификации с. х-ва на основе специализации, химизации, комплексной механизации и мелиорации земель. Издаются листовки, пропагандирующие достижения науки и передовой опыт во всех отраслях с. х-ва.

В 1964-69 на ВДНХ СССР достижения с. х-ва демонстрировались в 31 павильоне. Было проведено 164 тематич. выставки и смотра, 104 передвижных выставки, 1345 семинаров, конференций, курсов, школ и встреч, в к-рых приняло участие 148 тыс. специалистов, учёных и передовиков с. х-ва. По разделу с. х-ва ежегодно бывает участниками выставки более 200 тыс. передовиков и ок. 9 тыс. х-в, из них награждается дипломами ВДНХ СССР более 2 тыс. х-в и организаций, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями с вручением ден. премий - 30-35 тыс. человек.

В большинстве союзных республик имеются постоянные выставки, пропагандирующие, как и ВДНХ СССР, достижения науки и передовой опыт во всех отраслях нар. х-ва, в т. ч. и сельского х-ва.

Областные (краевые) В. с. проводятся периодически. Они показывают состояние с. х-ва области по важнейшим организац.-хоз. проблемам и отд. отраслям. Наряду с всесторонним показом достижений с.-х. произ-ва и науки в областях (краях) организуют тематич. выставки по ведущей для данной местности или данного года теме. Составной частью работы областных (краевых) В. с. является проведение семинаров, встреч с учёными и практиками, выпуск массовой литературы, листовок, плакатов об опыте передовиков, о достижениях местных опытных учреждений, опубликование в местных газетах статей о выставке и её участниках.

Районные В. с. стали традиционной формой подведения итогов с.-х. года, формой празднования Всесоюзного дня работников с. х-ва (ежегодно во второе воскресенье октября). Такие выставки знакомят посетителей с деятельностью колхозов, совхозов и передовых людей, к-рые в текущем году получили наилучшие результаты, завоевали первенство. Тематич. районные выставки посвящаются отдельным темам: "Передовой опыт возделывания сахарной свёклы", "Технология возделывания льна" и т. д., а также производств, операциям или приёмам: "Механическое доение коров", "Химические способы борьбы с сорняками" и т. д. В ряде р-нов для В. с. отведена постоянная терр. я построены помещения; выставки сопровождаются смотром художеств, самодеятельности, культурных достижений р-на, экскурсиями в лучшие х-ва и на предприятия.

Внутрихозяйственные В. с. устраиваются в крупных колхозах и совхозах. Их приурочивают к различным событиям в х-ве: юбилейной дате, награждению колхоза правительств, наградой, проведению межколхозных семинаров, приёму экскурсий из других х-в и т. д. На колхозных В. с. преобладают натуральные экспонаты; организуются фотовыставки и осмотры х-ва в натуре.

Международные В. с. СССР принимает участие в В с., организуемых за его пределами, и является участником Конвенции о междунар. выставках. СССР предоставляет также широкие возможности для организации на его территории В. с. зарубежных стран. Междунар. выставки по с. х-ву с участием СССР проводились в Германской Демократич. Республике (1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1964, 1967, 1969), Венгрии (1962, 1964, 1970), Румынии (1960, 1965), Югославии (1965, 1967), Индии (1960-1961), ОАР (1961). Кроме того, достижения с. х-ва СССР демонстрировались в сов. павильонах на торгово-промышленных выставках в Чехословакии (1960), Великобритании (1961), Франции (1961), Монголии (1961), Бразилии (1962), Индии (1962), Бирме (1966), Италии (1966), Новой Зеландии (1966), Венгрии (1967), а также на всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). Междунар. и всемирные выставки позволяют зарубежным странам ознакомиться с достижениями советского с. х-ва, а представителям СССР изучить опыт ведения с.-х. произ-ва за границей и установить более близкие контакты с зарубежными учёными и специалистами. Многие отечеств, экспонаты (тракторы, с.-х. машины, приборы, оборудование, сорта с.-х. культур и др.) были отмечены на выставках наградами. За период с 1958 по 1970 было получено 2374 награды, в т. ч. высших гос. и почётных призов 23, медалей 945 (из них 471 золотая) и 1581 диплом. С.-х. экспонаты (с.-х. техника, приборы, зерно и др.) демонстрируются также на различных зарубежных междунар. ярмарках, преследующих коммерческие цели. Достижения сов. с. х-ва показывались также на междунар. выставках, проводимнгх в СССР, напр, на выставке "Химия в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве" (1965), "Современные сельскохозяйственные машины и оборудование" (1966), "Химия-70" (1970) и др. Лит.: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года, М., 1939; Жуков А. Ф., Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года, М., 1939; Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1941 года, М., [1941]; Федорова М. И., Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, М., 1953; Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1954 года, М., 1955.

Е. С. Осликовская, 3. С. Беляева.

ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, публичный, б. ч. временный, показ произведений искусства. В. х. - осн. форма ознакомления зрителей со станковым искусством (с совр. искусством, с художеств, наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произв. искусства. Различаются В. х. междунар., нац., региональные (в СССР - всесоюзные, респ., областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные-"биеннале" и др.). В. х. часто объединяют произведения по к.-л. признаку - по составу участников (чл. АХ, учащиеся художеств, уч. заведений, самодеят. художники и др.) и их принадлежности к художеств, группировкам, по видам и жанрам иск-ва (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (т. н. тематические выставки) и направлениям в изобразит, иск-ве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематич., с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из др. музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная спец. комиссия (жюри) отбирает произв. по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организац. работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т. д.). Для многих (гл. оор. тематич.) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции.

Первыми В. х. были публичные показы художеств, произв. в Др. Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ др. гос-в (в т. ч. с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся осн. формой участия иск-ва в обществ, жизни, ареной борьбы идейно-художеств. направлений. Во 2-й пол. 19 в. наряду с офиц. академич. выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе "Реализм", 1855, "Салон отверженных", 1863,- Франция) и обществ, выставочные объединения (Нац. об-во изящных иск-в, 1890, во Франции; Сецессионы, с 1892, в Германии и Австрии). Нек-рые из них противопоставляли салонно-академич. иск-ву (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистич. программу, поиски новых средств художеств, выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в кон. 19- нач. 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер рус. иск-ва этого периода (выставки объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Бубновый валет" и др.), возросший интерес к изучению нац. художеств, наследия (Историко-художеств. выставка портретов, 1905, Петербург).

В СССР и др. социалистич. странах В. х. предназначены для нар. масс и играют большую воспитат. роль; это обусловило широкое распространение В. х. (в т. ч. тематич.). Крупнейшие из них: "15 лет РККА" (1933), "Индустрия социализма" (1939), "Великая Отечественная война" (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), "Искусство-в быт" (1960), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967) - в Москве; "Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции" (1967) в Москве и др. городах; Всесоюзная художеств, выставка, посвящённая столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; "Мы любим жизнь" (1966) в Берлине. Велика роль В. х. в подъёме нац. культуры и роста нац. самосознания в странах, освободившихся от колон, господства (1-й Междунар. фестиваль афр. иск-ва, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистич. странах наряду с выставками классич. и совр. прогрессивного иск-ва устраивается много В. х. в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие бурж. идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отд. явлениям истории иск-в, на к-рых нередко экспонируются произв., хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен нац. В. х. (выставки "Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней", 1960, в Москве, "Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев", 1967-68, в Париже), междунар. В. х. ("Искусство и Сопротивление", 1965, в Болонье), нац. и междунар. экспозиции на всемирных выставках (выставка "Гений человека-созидателя" в интернац. павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1 - 2, М., 1965-67; Luckhurst К. W., The story of exhibitions, L.- N. Y.,1951; KochG. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geschichte von den Anfangen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, В., 1967. В. М. Петюшенко.

"ВЫСТРЕЛ", Высшие офицерские курсы им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова, воен.-уч. заведение в Сов. Вооруж. Силах. Предшественником "В." была Офицерская стрелковая школа (1882). 21 нояб. 1918 приказом РВС Республики основана Высшая стрелковая школа командного состава РККА, к-рая в дальнейшем переименовывалась: в июне 1921 - в Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА (13 окт. 1921 ей присвоено имя 3-го Коммунистич. Интернационала); 9 окт. 1924 - в Стрелково-тактич. курсы усовершенствования командного состава РККА "Выстрел" им. Коминтерна; 11 дек. 1963 - в Высшие офицерские курсы "Выстрел" им. Маршала Сов. Союза Б. М. Шапошникова. Курсы осуществляют переподготовку командного и политич. состава Сухопутных войск звена полк-батальон в области тактики, стрелкового дела, методики тактич. и огневой подготовки. Срок обучения до 1 года. Выпускниками курсов были Маршалы Сов. Союза А. М. Василевский, Н. И. Крылов, Гл. маршалы авиации К. А. Вершинин, А. Е. Голованов, маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков, генералы армии П. И. Батов, К. Н. Галицкий, Я. Т. Крейзер, М. М. Попов, М. А. Пуркаев, И. И. Федюнинский и мн. др. Ок. 200 выпускников "В." удостоены звания Героя Сов. Союза, 5 из них удостоены этого звания дважды. 14 июня 1939 курсы "В." награждены орденом Красного Знамени, 18 марта 1944- орденом Ленина. д. л. Драгунский.

ВЫСТУКИВАНИЕ (мед.), то же, что перкуссия.

ВЫСТУПЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ, области длительных поднятий земной коры, нередко выраженные в рельефе. Характеризуются неглубоким залеганием или обнажением древних, в т. ч. докембрийских, пород. К В. т. относятся щиты, антеклизы, горсты на платформах, геоантиклинали и срединные массивы в геосинклинальных поясах.

ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган при Мин-ве высшего и среднего спец. образования СССР, утверждающий по ходатайству советов вузов и научных учреждений в учёной степени доктора наук, в учёных званиях профессора, доцента и старшего научного сотрудника, а также осуществляющий контроль за работой учёных советов по присуждению учёной степени кандидата наук. Учреждена в 1932, начала работать с 1934.

ВАК осуществляет также общий контроль за работой советов по аттестации науч.-пед. кадров, предоставляет право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации советам, ранее не имевшим этих прав, утверждает персональный состав советов, устанавливает перечень специальностей, по к-рым принимаются к защите диссертации, и др. (персональный состав советов ин-тов АН СССР, АН союзных республик и отраслевых академий, получивших от ВАКа право принимать к защите диссертации, утверждается президиумами соответств. академий).

Состав ВАКа утверждается Сов. Мин. СССР. ВАК имеет Президиум, 11 секций (1970): физ.-матем., хим., биол., гуманитарную, мед., экономич., машиностроит., горную, строит., радиотехнич., военную и 76 экспертных комиссий по отд. специальностям, а также привлекает рецензентов, к-рые дают заключения по отд. диссертациям или науч. трудам лиц, представленных к аттестации.

Утверждение ВАКом в учёных степенях и званиях производится по след, отраслям наук (включающим различные специальности): физ.-матем., хим., биол., геологоминералогич., технич., с.-х., ист., экономич., филос., филологич., геогр., юридич., пед., мед., фармацевтич., вет., искусствоведению, архитектуре, военным, воен.-мор., психологическим.

В составе ВАКа (1970) известные учёные и представители пром-сти, из них 12 президентов АН союзных республик, 47 академиков, 78 чл.-корр. АН СССР, 34 академика и чл.-корр. АН союзных республик, 24 академика и чл.-корр. АМН СССР, 11 академиков и чл.-корр. ВАСХНИЛ, 4 академика АПН СССР, 195 профессоров и докторов наук, 16 руководящих работников нар. х-ва.

М. Н. Волков.

ВЫСШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА при ЦК ВЛКСМ (ВКШ), высшее учебное заведение, готовит кадры для работы в комсомольских организациях, зональных и респ. комсомольских школах, молодёжных газетах, редакциях радио и телевидения и др. Открыта в 1969 на базе основанной в 1945 Центр, комсомольской школы (ЦКШ) при ЦК ВЛКСМ. Приём в ВКШ производится по рекомендациям ЦК ЛКСМ союзных республик, бюро обкомов и крайкомов комсомола.

В составе ВКШ (1970): ф-ты - истории и коммунистич. воспитания (на базе ср. образования, срок обучения 4 года), комсомольской работы (на базе высшего образования, 2 года): аспирантура; 14 кафедр (в т. ч. теории и практики комсомольской работы, истории ВЛКСМ, массово-политической и культ.-просветит, работы, пионерской работы и др.); н.-и. лаборатории конкретных социологических исследований, обобщения и анализа информации (с вычислит, центром), истории ВЛКСМ; спортивный комплекс - стадион, плавательный бассейн, летний спортивный лагерь и др.; б-ка (св. 300 тыс. тт.). В 1970 в ВКШ работало ок. 150 преподавателей, в т. ч. 9 профессоров и докторов наук, 80 доцентов и канд. наук (кафедрой воен.-патриотич. воспитания заведует Герой Сов. Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Г. К. Мосолов). Выпускники ф-та истории и коммунистич. воспитания защищают дипломную работу, сдают гос. экзамены и получают диплом о присвоении квалификации преподавателя истории и обществоведения, методиста по коммунистич. воспитанию. Н. В. Трущенко.

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, курс, входящий в уч. план технических и нек-рых др. специальных уч. заведений, включающий обычно аналитическую геометрию, элементы высшей алгебры, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения. В связи с запросами совр. техники этот курс имеет (1960-70-е гг.) тенденцию к расширению, к нему присоединяются и др. матем. дисциплины. Иногда В. м. понимают как совокупность математических дисциплин, не изучаемых в средней школе. Но такое толкование не может считаться правильным, т. к. для построения школьного курса математики и в СССР и за границей привлекаются элементы различных матем. дисциплин, в частности аналитич. геометрии, матем. анализа, теории вероятностей и др. А. И. Маркушевич.

ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ, см. Смертная казнь.